Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2018. — Т 9. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06flsk318.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 298.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петров, В. Б. Философия истории в романе В. Тендрякова «Покушение на миражи» / В. Б. Петров // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2018. — Т 9. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06FLSK318.pdf (дата обращения: 12.12.2024).


Философия истории в романе В. Тендрякова «Покушение на миражи»

Петров Василий Борисович
ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», Екатеринбург, Россия
Профессор кафедры «Социально-культурных технологий и иностранных языков»
Доктор филологических наук
E-mail: 45master91@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется характерные стилевые особенности вершинного произведения Владимира Тендрякова – романа «Покушение на миражи».

Новизна подхода к исследованию текста обусловлена рассмотрением поэтики романа на стыке литературы и философии. Рассмотрение философских исканий автора позволяет не только выявить характерные черты идеостиля художника, но и соотнести его произведение с философской прозой. Стилевое своеобразие романа В. Тендрякова проявляется в сочетании лиризма, экспрессивных образов, дневниковой формы и философичности, основанной на парадоксальности суждений; в поисках решения глобальных социальных и нравственно-этических проблем в связи с соотнесенностью современного и уходящего в глубину веков прошлого; в свободной композиции, определяемой только движением мысли автора, его воспоминаниями и ассоциациями.

Целью исследования является изучение философии истории, представленной в романе В. Тендрякова, в свете волнующих автора проблем (Каковы истоки, движущие силы и пути исторического процесса? К чему ведет технический прогресс? Как соотносятся случайность и закономерность, свобода и необходимость, народ и личность в историческом дискурсе? В чем преемственность исторических эпох?).

Рассуждая о траектории исторического развития, герои В. Тендрякова приходят к нескольким выводам: 1) История создает творцов, но и личности творят Историю; в Истории нет безвестных людей; 2) «чем выше производительные силы, тем выше темп развития, их пожирающий»; 3) беды человечества во все времена не в способе производства, а в самом человеке.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что роман В. Тендрякова можно отнести традиции романтической концепции искусства как мифотворчества, в русле которой проявили себя Л. Андреев («Иуда Искариот»), М. Булгаков («Мастер и Маргарита»), Аркадий и Борис Стругацкие («Отягощенные злом»). При этом особенностью романа «Покушение на миражи» является намеренная полемичность, стремление автора спровоцировать читателя, поставить перед ним вопросы… И надежда на мудрость читающего.

Ключевые слова: Тендряков; «Покушение на миражи»; «Евангелие от компьютера»; философия истории; Иисус Христос; общества и нравы; сказания

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий