Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2020. — Т 11. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06flsk120.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 463.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Сергодеев, И. В. Поэтический текст как этико-эстетическая система. Типы, уровни и функции поэтического текста (на материале англоязычной поэзии) / И. В. Сергодеев // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06FLSK120.pdf (дата обращения: 20.04.2024).


Поэтический текст как этико-эстетическая система. Типы, уровни и функции поэтического текста (на материале англоязычной поэзии)

Сергодеев Илья Витальевич
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»
Снежинский физико-технический институт, Снежинск, Россия
Доцент
Кандидат филологических наук
E-mail: moon_stone@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1550-4001
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1057598

Аннотация. В статье рассматривается феномен поэтического текста как комплексной знаковой системы с позиций звуковой гармонии, ударения, поэтического метра, индивидуально-авторской интонации и других лексико-фонических средств организации структуры стихотворного произведения. Выделяются четыре основные типа поэтических текстов, к которым относятся: регулярный (силлабо-тонические, тонические и белые стихи), свободный (произведения, нарушающие принципы силлабо-тонического стихосложения) и смешанный типы (стихи, вбирающие в себя особенности регулярного и свободного типов), а также поэтическая проза (эстетически напряженные, плотно наполненные разнообразными стилистическими фигурами и яркими поэтическими образами прозаические тексты). Понимание поэтического текста с точки зрения звукового, стилистического и метрического строения произведения предлагается считать узким пониманием исследуемого феномена. Рассмотрение стихотворения с опорой на его функциональность представляется широким пониманием поэтического текста. Называются и характеризуются три основные функции стихотворных текстов, а именно, – креативная как функция генерации новых смыслов, эстетическая как функция передачи эмоций и высоких чувств, а также этическая как функция номинации антонимических пар понятий «прекрасное – безобразное», «любовь – ненависть», «добро – зло», «жизнь – смерть», «истина – ложь» и других. Совокупность предложенных функций приводит к широчайшему пониманию поэтического произведения, актуализируя признак духовности поэзии в целом. Данный признак позволяет номинировать личностные, вербально невыражаемые переживания автора, передаваемый им жизненный опыт, восхищение или страх перед вечными темами человеческого бытия, которые можно представить следующей парадигмой: жизнь – смерть – любовь. Предлагается авторское определение феномена поэтического текста. Практическим материалом служат образцы англоязычной поэзии в период с девятнадцатого по двадцатый века.

Ключевые слова: поэтический текст; поэтическая проза; регулярный тип; свободный тип; смешанный тип; эстетическая функция; этическая функция

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий