Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2020 №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06scsk420.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/06SCSK420 (http://dx.doi.org/10.15862/06SCSK420)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 322.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Прошкова З.В. Семейные и культурные ресурсы, влияющие на поступление абитуриента в университет // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2020 №4, https://sfk-mn.ru/PDF/06SCSK420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/06SCSK420


Семейные и культурные ресурсы, влияющие на поступление абитуриента в университет

Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»
Санкт-Петербург, Россия
Социологический институт
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru

Аннотация. В статье идет речь о влиянии семейного и культурного ресурсов на поступление абитуриента в высшее учебное заведение. Актуальность выбранной тематики обусловлена необходимостью изучения и улучшения качества человеческого капитала. Основными вопросами исследования являются структура семейного и культурного ресурсов, связь семейного ресурса человека с другими активами, условия академической успеваемости студентов.

Проект опирается на современный ресурсный подход и теоретическую модель ресурсов человека, предложенную российским социологом Натальей Александровной Яковлевой для изучения стартового неравенства в студенческой среде. В эмпирической части исследования проведено анкетирование студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Дополнительными модулями проекта стали вторичный анализ имеющихся социологических результатов и использование статистических данных.

Автором представлен анализ семейного ресурса абитуриента на основе таких эмпирических референтов, как образование и профессиональная деятельность родителей, доходы семьи, отношение родителей к получению детьми высшего образования, ценностные ориентации семьи. Культурный ресурс студентов изучался по активности посещения культурных мероприятий, участию в кружках, а также набору важнейших жизненных установок.

Установлено, что на поступление в университет наибольшее влияние оказали экономический ресурс семьи, уровень образования родителей, семейная мотивация на обеспечение детей высшим образованием и творческая профессия отца. Собственный культурный капитал абитуриентов повысил успешность прохождения творческого испытания и собеседования. Основными факторами академической успеваемости студентов являются их образовательный капитал, участие в культурных мероприятиях и культурный капитал семьи.

Перспектива исследования – расширение эмпирической базы проекта для сравнительного анализа выбора абитуриентами и их семьями университетов с различными рейтингами.

Ключевые слова: высшее образование; университет; абитуриент; студент; семья; человеческий капитал; культурный ресурс; семейный ресурс; академическая успеваемость; анкетирование

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий