2016. — Т 7. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/05sfk116.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 401.8 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мусийчук, С. В. О специфике формирования общественного мнения в информационном обществе / С. В. Мусийчук // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2016. — Т 7. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/05SFK116.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
О специфике формирования общественного мнения в информационном обществе
Мусийчук Сергей Васильевич
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Институт экономики и управления
Кандидат философских наук, доцент
E-mail: sv-mus@mail.ru
Аннотация. Выделение сущностных особенностей общественного мнения в информационном обществе в статье проводится через исследование массовых коммуникаций. Исследование массовых коммуникаций прошло в науке различные стадии: начиная от представления об аудитории как пассивной массы людей до анализа широких социальных структур, от фиксирования индивидуальных психологических различий до рассмотрения социально-демографических признаков и общественных связей, от зарождения мифа о всесилии информационных потоков до его крушения. Показано, что работах исследователей массовой коммуникации изучается процесс коммуникации, знаки и ключи этого процесса, средства и структура, социальный контроль над средствами информации, влияние различных информативных каналов и их эффективность.
Гносеологические особенности общественного мнения как формы отражения социального бытия в общественном сознании в информационном обществе могут быть определенны следующим образом:
1) с позиций вопроса об адекватности (истинности) результатов познания для суждения общественного мнения о событиях социальной действительности характерен процесс формирования у субъекта познания впечатления достоверности полученной информации, вследствие того, что технические возможности информационно-коммуникативных технологий позволяет обосновывать суждения через нахождение озвученного текста на видео ряд, что создает большую иллюзию реальности происходящего;
2) для диалектики рационального и иррационального компонентов в становлении общественного мнения в информационном обществе характерно то, что с одной стороны возможность открытого обсуждения и аргументированной дискуссии по социально значимым вопросам в реальном режиме времени приближает общественное мнение к рационализации процесса принятия решений по этим вопросам, но с другой стороны беспрерывно нарастающий объем информации, характерный для функционирования современных СМИ, разрушает у индивида и сообщества тенденцию к структурированию знаний, их иерархичной систематизации («мозаичность» восприятия реальности), что ведет к изменению духовных процессов не в глубь, а в ширь (человек и сообщество привыкают к иррациональному восприятию информации, у человека формируется потребности в накоплении сведений вне рассудочной сферы, а это в свою очередь облегчает проникновение в общественное сознание и дальнейшее проявление на уровне общественного мнения мифов.
Ключевые слова: общественное мнение; информационное общество; информационные коммуникации; средства массовой информации
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.