Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2024. — Т 15. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/04scsk424.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 535.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Тычинских, З. А. К вопросу об уровне грамотности тюрко-татарского населения Тобольской губернии в конце XIX – начале ХХ в / З. А. Тычинских, Г. Ч. Файзуллина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04SCSK424.pdf (дата обращения: 09.12.2024).


К вопросу об уровне грамотности тюрко-татарского населения Тобольской губернии в конце XIX – начале ХХ в

Тычинских Зайтуна Аптрашитовна
ФГБУН «Тобольская комплексная научная станция УрО РАН», Россия, Тобольск
Кандидат исторических наук
Старший научный сотрудник
E-mail: zaituna.09@mail.ru
ORCID: https://orcid.org//0000-0002-5378-8909
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=77833

Файзуллина Гузель Чахваровна
ФГБУН «Тобольская комплексная научная станция УрО РАН», Россия, Тобольск
Доктор филологических наук
Старший научный сотрудник
E-mail: utgus@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2721-4063
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=549304

Аннотация. В статье рассматривается уровень грамотности тюрко-татарского населения Тобольской губернии в конце XIX – начале ХХ в. на материалах статистических данных. Особое внимание уделено уровню грамотности на русском языке. Авторами используются такие методы, как сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный. Показано, что происходившие в Российской империи в пореформенный период модернизационные процессы оказали существенное влияние на расширение сети образовательных учреждений в Сибири, а также на постепенное включение в эти процессы мусульманского населения Тобольской губернии. В результате в последней трети XIX в. происходит организация миссионерских, русско-инородческих, инородческих школ для нерусских народов.

Вместе с тем тюрко-татарское население Тобольской губернии в рассматриваемый период продолжает сохранять традиционную систему мусульманского образования. Но внутри этой системы происходили реформаторские процессы, в результате которых появляются новометодные (джадидские) медресе. Выявлено, что, хотя уровень грамотности татарского населения был выше, чем у других народов Западной Сибири, большая часть грамотных татар, а именно 93,3%, были грамотны на татарском языке. Показано, что со стороны правительства предпринимаются попытки включения мусульманских школ в общее ведение Министерства народного просвещения. Но, несмотря на слабые успехи в подчинении сложившейся веками системы мусульманского образования, правительство ищет пути для ее контроля. Выявлено, что со стороны части татарского сообщества в пореформенный период начинается понимание необходимости изучения русского языка для включенности в общероссийскую действительность.

На материале отдельных поселений Тобольского уезда Тобольской губернии рассмотрена конкретная ситуация с состоянием образованности тюрко-татарского населения Сибири.

Ключевые слова: Тобольская губерния; татары; грамотность; модернизационные процессы; русско-татарские школы; мусульманское образование; русский язык

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий