2019. — Т 10. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/04flsk319.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 392.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ткаченко, О. Ю. Особенности изучения лексико-семантического поля в художественном тексте (на примере лексико-семантического поля моральной оценки в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») / О. Ю. Ткаченко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04FLSK319.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Особенности изучения лексико-семантического поля в художественном тексте (на примере лексико-семантического поля моральной оценки в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
Ткаченко Ольга Юрьевна
ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», Москва, Россия
Доцент кафедры «Русского языка и стилистики»
Кандидат филологических наук
E-mail: non_ho_paura@mail.ru
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=777492
Аннотация. В статье описывается методика исследования состава и структуры лексико-семантического поля в художественном тексте, разработанная автором в процессе изучения морально-оценочной лексики в художественных текстах Ф.М. Достоевского. Задачи и принципы исследования лексико-семантического поля в тексте отличаются от задач и принципов его изучения на материале языка, поэтому для работы с лексико-семантическим полем как текстовой структурой требуется особый подход, учитывающий, с одной стороны, неразрывную связь текста с общекультурными представлениями, закрепленными в языке, с другой – первостепенную важность отличий текстового поля от общеязыкового. Именно эти отличия позволяют на уровне лексики зафиксировать значимые явления авторской языковой картины мира, сопоставить авторскую и общеязыковую концептосферы.
Предложенная в статье методика описывает четыре обязательных этапа исследования лексико-семантического поля в тексте: определение ядерной зоны поля, изучение общеязыковых единиц поля в тексте, изучение индивидуально-авторских единиц и комплексное изучение единиц поля в ключевых фрагментах текста. Автор доказывает, что даже при работе с общеязыковыми единицами поля в тексте, необходимо постоянное обращение к контексту, предлагает возможные способы проверки отнесенности единицы к исследуемому полю и определения места в его структуре с учетом художественного контекста. Последний этап изучения поля предполагает реконструирующий анализ текста, устанавливающий функцию исследуемого поля, а также роль репрезентируемых им идей и образов в тексте.
Каждый из четырех этапов проиллюстрирован примерами функционирования единиц лексико-семантического поля моральной оценки в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», однако описанная методика представляется универсальной, применимой к различным полям как в художественных, так и в нехудожественных текстах.
Ключевые слова: лексико-семантическое поле; художественный текст; моральная оценка; оценочная лексика; семантика; семантический анализ; Достоевский; «Братья Карамазовы»; концептосфера; языковая картина мира
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.