Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/04scsk422.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/04SCSK422 (https://doi.org/10.15862/04SCSK422)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 363.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Прошкова, З. В. Образование в онлайн-школах в оценках старшего поколения семьи / З. В. Прошкова, Я. Е. Еременко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04SCSK422.pdf. — DOI: 10.15862/04SCSK422. (дата обращения: 26.04.2024).


Образование в онлайн-школах в оценках старшего поколения семьи

Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Социологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru

Еременко Яна Евгеньевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», Санкт-Петербург, Россия
Студентка
E-mail: firfir5@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу семейного влияния на выбор такого образовательного маршрута детей, как обучение в онлайн-школе. Актуальность исследования связана с развитием онлайн образования в России и мире, цифровизацией образовательной сферы. Основное внимание уделяется отношению старшего поколения семьи — бабушек и дедушек учащихся — к поступлению внуков в онлайн-школы. Другими вопросами исследования являются преимущества и недостатки онлайн-образования, участие старшего поколения в реализации образовательного маршрута детей в условиях обучения в онлайн-школах, интернет-форум как метод цифровой эмпирической социологии.

Изучались высказывания участников интернет-форума, на котором представители старшего поколения семьи, выбравшей онлайн-обучение для детей, обсуждали новый образовательный формат. Авторами разработана классификация тематических лейтмотивов беседы. Структурирование текстов проводилось с помощью российских специализированных компьютерных программ.

Установлено, что бабушки и дедушки учащихся онлайн-школ оценивают обучение внуков двояко: преобладает смешанная позиция, при которой информанты ищут плюсы и минусы образования. Выявлено, что пожилое поколение активно включено в реализацию образовательного маршрута внуков, обучающихся в онлайн-школах. Наиболее популярными тематическими лейтмотивами на интернет-форуме стали комфортность обучения, свободное время, улучшившееся здоровье детей и возможность качественно подготовиться к сдаче выпускных экзаменов. Наименее значимые темы — пополнение культурного капитала и общение.

Проведен методологический анализ интернет-форума как метода сбора и анализа социологической информации. Эмпирический подход упрощает доступ к информантам и полевой этап исследования. Основной проблемой стала сложность и неоднозначность классификации содержания неструктурированных текстов, полученных на интернет-форуме.

Результаты проекта можно применять в разных сферах социальной политики. Подготовлены рекомендации в федеральную программу «Цифровая экономика в РФ» (2019–2024 гг.). Кроме того, важно обеспечивать актуальной информацией семьи, выбравшие детям онлайн-образование (через НКО, СМИ, публикации в научных изданиях). Практический эффект для социологии культуры, социологии образования, социологии семьи — методологическое обоснование и апробация цифровых эмпирических методов. В целом для социологического знания полезно развитие нового направления — цифровой социологии. Дополнительная сфера применения результатов — учебные курсы для студентов социологических специальностей.

Ключевые слова: онлайн-образование; онлайн-школа; учащиеся; семья; старшее поколение; бабушки и дедушки; образовательный маршрут; интернет-форум; культурный капитал

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий