Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019 №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/04scsk219.html

Полный текст статьи в формате PDF


Ссылка для цитирования этой статьи:

Кравец А.В., Фролова Л.В. Контент анализ периодических изданий «Российская газета» и газеты «Коммерсант»: доминантные темы, общая направленность, особенности публикационной политики изданий // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2019 №2, https://sfk-mn.ru/PDF/04SCSK219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Контент анализ периодических изданий «Российская газета» и газеты «Коммерсант»: доминантные темы, общая направленность, особенности публикационной политики изданий

Кравец Александр Витальевич
ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева
войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Россия
Профессор кафедры «Гуманитарных и социальных наук»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: apt-words@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4694-0973
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=355106

Фролова Лариса Валерьевна
ФГКВОУ ВО «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева
войск национальной гвардии Российской Федерации», Новосибирск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и социальных наук»
E-mail: frolowa.la2309@yandex.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=830345

Аннотация. В статье рассмотрены результаты проведенного контент анализа опубликованных материалов за 2017–2018 гг. в изданиях «Российская газета» и «Коммерсант». Показана методология проведения контент анализа с использованием специализированного программного обеспечения, этапы проведения исследования. Показана методика построения модели текста и критерии ее оценки. С использованием программы Lecta, проводилась разбивка текстовых файлов на фрагменты длиной 100 (+/-20) слов, создание словаря (категориальной сетки) текстов. На основе словаря создавались семантические цепочки лексем, которые относятся к единой проблематике и в дальнейшем использовались для кодирования текстов. Единицей счета выступала лексема, а единицей анализа выступали фрагменты текстов анализируемых изданий. Критерием информативности единицы анализа текста выступал показатель отношения количества слов (лексем) вошедших в словарь и содержащийся в единице анализа к количеству слов, из которых образован анализируемый фрагмент текста. Величина критерия, по которой оценивалась информативность единицы анализа, была принята частота в границах от 5 % до 50 %. Критерием информативности модели был принят показатель отношения размера созданного словаря к общему числу слов исходного текста (созданный словарь с учетом объединения слов в лексемы должен быть примерно 30 % от количества слов в анализируемом тексте). Полученная и оптимизированная модель текстов подвергалась факторному анализу. Основной направленностью публикаций Российской газеты является информация о развитии производств, которые основаны на современных технологиях, формировании программ развития регионов про реализации инвестиционных проектов, создание и развитие Территорий опережающего социально-экономического развития. В отличии от Российской газеты материалы газеты Коммерсант в большей степени направлены на освещение темпов роста российской экономики, роли в этом различных отраслей (сельское хозяйство). Подчеркивается, что негативными факторами, влияющими на рост экономики, является коррупция и теневая экономика. Налоговая и бюджетная политика рассматривается с точки зрения ее влияния на доходы граждан и развития малого и среднего предпринимательства. По результатам проведенного исследования сформулированы выводы об основных и значимых темах статей изданий, а также особенности публикационной политики «Российской газеты» и газеты «Коммерсант».

Ключевые слова: модель текста; контент-анализ; факторный анализ; непараметрическое шкалирование; лексема; факторные нагрузки

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Добавить комментарий