2021. — Т 12. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/03flsk121.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 367.2 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Марьина, О. В. Традиции святочного рассказа в произведении К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»: сравнительно-сопоставительный анализ / О. В. Марьина, И. Н. Островских // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/03FLSK121.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
Традиции святочного рассказа в произведении К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели»: сравнительно-сопоставительный анализ
Марьина Ольга Викторовна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Барнаул, Россия
Профессор кафедры «Общего и русского языкознания»
Доктор филологических наук, доцент
E-mail: marina_olvik@mail.ru
Островских Ирина Николаевна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Барнаул, Россия
Доцент кафедры «Литературы»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: irina.ostro@yandex.ru
Аннотация. В настоящей статье на основе сравнительно-сопоставительного анализа рассматриваются традиции святочного рассказа в произведении К.Г. Паустовского «Старик в потертой шинели». С целью выявления традиций святочного рассказа была проведена работа, состоящая из нескольких этапов: определено отличие жанра святочного рассказа от жанра рождественского рассказа. Анализ теоретического материала позволил установить, что рассказ К.Г. Паустовского может быть отнесен именно к жанру святочного рассказа: ведущая идейная составляющая святочного рассказа – земное преображение, изменение жизни героев. В ходе исследования мы сравнили образ Ленина, созданного в художественных произведениях, написанных ранее анализируемого текста, с образом, раскрываемым в рассказе К.Г. Паустовского и других его художественных текстах: светское изображение трансформируется в сакральное, наделяется религиозным смыслом. В работе была сопоставлена традиционная модель святочного рассказа с жанровой моделью рассказа «Старик в потертой шинели». В ходе проведенного исследования были определены составляющие модели, которых коснулась трансформация: время действия (нет точного упоминания времени, добавляется летнее время), явление чуда (чудо связано не столько со спасением, но и с обретением надежды, уверенности в завтрашнем дне), имена собственные (значимыми являются имена не только главных действующих лиц, но и второстепенных героев). Сравнительный анализ фактического материала позволяет прийти к выводу, что трансформации не коснулась такая составляющая жанра святочного рассказа, как портреты (иконы-портреты) – они появляются в прозаических и поэтических текстах, созданных до рассказа К.Г. Паустовского, и в анализируемом тексте.
Ключевые слова: традиции святочного рассказа; сакрализация образа Ленина; имена собственные; концепт «чудо»; мотив преображения; портреты; тип повествования
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.