Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/83scsk423.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/83SCSK423 (https://doi.org/10.15862/83SCSK423)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 397.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петрулевич, И. А. Городская идентичность в ценностной парадигме современного российского общества / И. А. Петрулевич // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/83SCSK423.pdf. — DOI: 10.15862/83SCSK423. (дата обращения: 09.12.2024).


Городская идентичность в ценностной парадигме современного российского общества

Петрулевич Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Профессор кафедры «Специальных исторических дисциплин и документоведения»
Доктор социологических наук, доцент
E-mail: iapetrulevich@sfedu.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=565599

Аннотация. В статье рассматривается городская идентичность как социокультурный, психологический и эмоциональный конструкт, обусловливаемые целым рядом факторов. Как значимый компонент социальной идентичности, городская идентичность определяется тем, насколько прочны социальные связи индивида, включен ли он в долговременные стабильные социальные группы, что, в свою очередь формирует и эмоциональную оценку такой идентичности в отношении к «своим» и к «чужим», а также групповые ценности, социальные нормы, стереотипы, поведенческие паттерны. Автором статьи представлена характеристика городской идентичности как результата самоопределения личности, ее социализации и адаптации в конкретном городском пространстве, в процессе усвоения и воспроизводства культурных символов, принятых норм, традиций, стиля жизни жителей города. Актуальность изучения городской идентичности обусловливается особенностями городской среды и городского образа жизни: автор статьи в качестве факторов, способных создать барьеры формирования осознанной городской идентичности, выдвигает тенденцию к увеличению мобильности населения и снижение роли физического пространства в жизни современного человека. В статье доказано, что самосознание и личностная идентичность жителей города во многом обусловливаются различными аспектами культурного пространства города. Невозможность восприятия городского пространства в его целостности не препятствует личностной идентичности и самоопределению, а возможность реализации социальных практик его жителей формирует их эмоциональную привязанность к городу. Формирование городской идентичности обусловлено стабильными, изменчивыми и символическими факторами. Автор статьи также выделяет параметры, позволяющие оценить степень городской идентичности, среди которых в современном российском обществе определяющую роль играют уникальность города, тождественность и позитивность его восприятия, что, в свою очередь, обусловливает во многом и практический потенциал городской идентичности. Сделан вывод о значимости городской идентичности среди других ценностей россиян, т. к. активное эмоциональное переживание и деятельное воплощение городской идентичности индивидов и социальных групп способствует всемерному экономическому и социально-политическому развитию современного российского общества.

Ключевые слова: городская идентичность; городское пространство; территориальная идентичность; социальная группа; городская культура; ценности; ценностная картина мира

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий