Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/63klsk423.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/63KLSK423 (https://doi.org/10.15862/63KLSK423)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 430.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Лекус, Е. Ю. Трансформации образа Человека-творца в искусстве / Е. Ю. Лекус // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/63KLSK423.pdf. — DOI: 10.15862/63KLSK423. (дата обращения: 09.12.2024).


Трансформации образа Человека-творца в искусстве

Лекус Елена Юрьевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица», Санкт-Петербург, Россия
Доцент Центра инновационных образовательных проектов
Кандидат культурологии
E-mail: lekus_elena@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7752-2160
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=820746
WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/AGG-2261-2022

Аннотация. Искусство есть не только форма самовыражения, но самопознания и самопринятия. С этой позиции образ Человека-творца в искусстве представляет собой ту исследовательскую оптику, в которой становятся видимыми трансформации, происходящие в человеческой экзистенции, т. е. в переживании и проживании человеком смысла и ценности собственного бытия в их соотнесенности с миром. Понимание искусства как экзистенциального опыта, а следовательно, и понимание образа Человека-творца как художественной экзистенции открывают возможность познания «человеческого кода», заключенного в художественном творчестве.

Образ Человека-творца — один из главных проектов искусства, который прошел множество стадий за время своей реализации. В статье последовательно рассматриваются разные исторические периоды художественного творчества, анализ которых показывает постепенный рост индивидуального начала художника, которое в разные эпохи имело свой вариант «противовеса». На этом основании в исследовании выдвигается гипотеза: с момента осознания человеком-художником своих исключительных творческих возможностей в освоении реальности и преобразовании действительности, которые имели разнообразные формы своего проявления в истории искусства, индивидуализированная позиция творца, взятая в данной статье как теза, всегда имела свою антитезу. При этом теза могла видоизменяться в зависимости от доминирующих социальных, культурных и художественных смыслов и ценностей в ту или иную эпоху, но уже никогда не исчезала из искусства.

Анализ исторических трансформаций индивидуализации Человека-творца в искусстве дает возможность проследить изменения, которые происходили в художественном сознании, отражающем образ мира с действующим в нем антропосом.

Ключевые слова: искусство; образ Человека-творца; художник; трансформации; индивидуализированная позиция; теза; антитеза; противоречие

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий