2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/59flsk421.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 388.1 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
У, С. Речевые стратегии и тактики достижения эффективности массовой коммуникации (на примере текстов «РИА Новости») / С. У, Л. Г. Навасартян // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/59FLSK421.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
Речевые стратегии и тактики достижения эффективности массовой коммуникации (на примере текстов «РИА Новости»)
У Сяохун
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия
«Филологический» факультет
Аспирантка
E-mail: 276443957@qq.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3525-4583
Навасартян Лариса Гагиковна
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия
Старший преподаватель кафедры «Русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного»
Кандидат филологических наук
E-mail: chaika115@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0864-3620
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=922783
Аннотация. В данной работе рассматривается проблема эффективности массовой коммуникации. Авторами представлен анализ новостных текстов, размещенных на сайте «РИА Новости» и освещающих международное сотрудничество России и Китая в области культуры и экономики. Материалом статьи являются 18 медиатекстов, которые имеют свыше 4000 просмотров (7 новостей о культуре, 11 — о торговых отношениях между странами). По мнению авторов, основная интенция издания состоит в том, чтобы сформировать у читателя положительный образ государства и вызвать одобрение действий власти во всех сферах. Установлено, что для достижения коммуникативной цели адресанту необходимо целесообразно использовать речевые стратегии и тактики, а также правильно прогнозировать восприятие текста адресатом. Основным критерием оценки эффективности массовой коммуникации послужила реакция читателей, а именно выбор знака одобрения (смайл «большой палец вверх») после прочтения новости.
В данной статье, написанной в рамках диссертационного исследования, были выделены речевые стратегии и тактики, применяемые в текстах «РИА Новости». Авторы заключают, что наиболее продуктивными являются стратегии информирования, убеждения, похвалы и тактики разъяснения, перечисления аргументов, одобрения, соответственно. С их помощью адресанту удается реализовать свою коммуникативную цель, донести до адресата всю необходимую информацию и вызвать у читателей положительную реакцию — одобрение сотрудничества между Китаем и Россией в области культуры и экономики. В свою очередь неэффективными оказались некооперативные стратегии, тактики замалчивания и неясности, а также стратегия на понижение и тактика обвинения, поскольку тексты с их реализацией вызвали негативную ответную реакцию у адресата.
Результаты исследования расширяют знания об особенностях массовой коммуникации и могут быть использованы в учебных курсах по русскому языку, журналистике, теории речевого воздействия, медиалингвистике, а также психолингвистике.
Ключевые слова: массовая коммуникация; медиатексты; речевые стратегии и тактики; эффективность коммуникации; российские СМИ
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.