2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/58klsk122.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 420.3 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Божок, Н. С. Культурно-историческая реконструкция в оптике иммерсивного подхода: теоретическая и эмпирическая экспликации (часть 2) / Н. С. Божок // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/58KLSK122.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
Культурно-историческая реконструкция в оптике иммерсивного подхода: теоретическая и эмпирическая экспликации (часть 2)
Божок Николай Сергеевич
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», Саратов, Россия
Доцент кафедры «Философии, социологии, психологии», старший научный сотрудник
Научно-образовательного регионального центра мониторинговых исследований
Кандидат социологических наук
E-mail: nikolaybozhok@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0116-1669
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=785713
Аннотация. В статье, состоящей из двух сюжетов, впервые предпринимается попытка осуществить теоретическую и эмпирическую экспликации иммерсивного подхода и создать новую исследовательскую оптику для более глубокого изучения специфики коммеморативных практик культурно-исторической реконструкции как неакадемической формы взаимодействия с прошлым. Первая часть исследования содержит постановку вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов к изучению иммерсии как феномена современной культуры. Раскрывается генезис, методология и специфика дисциплинарных модификаций иммерсивного подхода, содержательные характеристики его базовых категорий. Приоритетное внимание уделяется концептуальным идеям, получившим развитие в искусствоведческих, культурологических и педагогических исследованиях. Выявляя эвристический потенциал иммерсивного подхода, автор задается вопросом: могут ли категории «иммерсия» и «иммерсивность» служить адекватным инструментом для описания и анализа реконструкторских практик погружения в прошлое? Во второй части статьи на основе анализа реконструктивных исследований показано, как данные понятия работают в дискурсе культурно-исторической реконструкции. Обобщая и анализируя значительный эмпирический материал, автор с позиций иммерсивного подхода раскрывает специфику погружения реконструкторов в воссоздаваемую культурно-историческую реальность. Обосновывается, что типологически иммерсивный опыт реконструкторов — чрезвычайно многогранное явление, рефлексия которого возможна в темпоральном, пространственном, телесном, эмоционально-аффективном, эстетическом и виртуальном ракурсах. Степень иммерсии определяется мотивацией, познавательной активностью и уровнем мемориальной культуры реконструктора. На основе типологии опыта, предложенной Пайном и Гилмором, рассматриваются четыре типа погружения в иммерсивных практиках культурно-исторической реконструкции — развлечение (игра), образование, эскапизм и эстетика. В результате исследования автор приходит к выводам: содержание понятия иммерсии в культурно-исторической реконструкции шире, чем в культурных индустриях, педагогике и музееведении. Его использование в реконструкторских исследованиях предполагает новые коннотации, подразумевающие не только эмоционально-телесное постижение опыта прошлого, процесс создания завершенных культурно-исторических артефактов, но и конструирование иммерсивных практик, соответствующих задачам исторического познания, наблюдения, исследования, вызывающих чувство эмпатии. В ситуации глубокого погружения в прошлое этот опыт усложняется, переходит на новый уровень взаимодействия с культурно-историческими артефактами — уровень исторического эксперимента.
Ключевые слова: культурно-историческая реконструкция; иммерсивный подход; иммерсия; иммерсивность; коммеморативная иммерсия
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.