Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/50flsk423.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 488.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Шанина, Ю. А. Семантика и функции садового пространства в английском романе рубежа XX–XXI веков / Ю. А. Шанина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/50FLSK423.pdf (дата обращения: 09.12.2024).


Семантика и функции садового пространства в английском романе рубежа XX–XXI веков

Шанина Юлия Александровна
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы», Уфа, Россия
Заведующая кафедрой «Русской литературы»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: shanina.julia.a@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3857-0749
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=627432

Аннотация. Целью данной статьи является определение особенностей интерпретации садового пространства и его роли в художественном мире современного британского романа в соотнесении с предшествующей культурной традицией. Предметом исследования явились романы «Зримая тьма» («Darkness Visible», 1979), «Ритуалы плавания» («Rites of Passage», 1980) У. Голдинга, «Пятый ребенок» («The Fifth Child», 1988) Д. Лессинг, «Цементный садик» («The Cement Garden», 1978), «Искупление» («Atonement», 2001) И. Макьюэна, «Беременная вдова» («The Pregnant Widow», 2010) М. Эмиса, созданные на разных этапах эпохи постмодерна и посвященные проблемам духовного становления современной личности, судьбам британской культуры. Их сопоставительный анализ, основанный на принципах структурно-семиотического и сравнительно-исторического подходов, показывает, что пространство сада имеет различные функции в художественной структуре перечисленных текстов. Оно служит средством отражения духовного состояния героев, также используется в качестве культурного кода, который в силу повышенной семиотичности придает происходящему в произведении широкое философское и социальное обобщение. Кроме того, во всех романах сад выступает как часть художественного пространства, которое, как правило, в соотношении с другими его значимыми элементами приобретает характер модели действительности, восходящей к определенному жанровому образованию и мировидению. Благодаря этому авторами актуализируется широкий спектр смыслов образа сада, включающий традиции античной и библейской мифологии, культуры Возрождения, английского усадебного романа и идеи руссоизма. Весь комплекс культурных кодов, связанных с садовым пространством, подвергается переосмыслению в современном английском романе, что отражает глубокий кризис духовного самоопределения как отдельной личности, так и общества в целом.

Ключевые слова: английский роман; У. Голдинг; Д. Лессинг; И. Макьюэн; садовое пространство; М. Эмис

 

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий