Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/47flsk421.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 348 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Сарбашева, С. Б. Цветонаименования «чёрный» и «белый» в тюрко-монгольских эпосах (на примере эпосов «Маадай-Кара» и «Джангар») / С. Б. Сарбашева, Б. Х. Борлыкова, Е. Б. Дертынова -Б. // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/47FLSK421.pdf (дата обращения: 29.03.2024).


Цветонаименования «чёрный» и «белый» в тюрко-монгольских эпосах (на примере эпосов «Маадай-Кара» и «Джангар»)

Сарбашева Сурна Борисовна
ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», Горно-Алтайск, Россия
Доцент кафедры «Алтайской филологии и востоковедения»
Кандидат филологических наук
E-mail: surnasarbasheva@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=117076

Борлыкова Босха Халгаевна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
Специалист научного отдела
Кандидат филологических наук
E-mail: borlboskha@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=555470

Дертынова Елена Батер-Бековна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
«Гуманитарный» факультет
Старший преподаватель кафедры «Германской филологии»
E-mail: helenbd@yandex.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=908822

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые семантические особенности чёрного и белого цветов в алтайском эпосе «Маадай-кара» и калмыцком эпосе «Джангар». Принцип цветонаименования играет очень важную роль в фольклорном тексте, особенно в эпическом. Актуальность данной статьи заключается в том, что базовые цвета «чёрный» и «белый» входят в архаичный пласт лексики и являются важной составляющей языковой картины мира конкретного народа. Цель статьи — выявление и анализ семантических особенностей цветонаименований «чёрный» и «белый» в алтайском эпосе «Маадай-Кара» и калмыцком эпосе «Джангар». Материалом исследования послужили опубликованные тексты алтайского эпоса «Маадай-Кара» (1973) и калмыцкого эпоса «Джангар» (1978). Исследование семантики лексических единиц было и остается одной из наиболее важных и актуальных проблем семасиологии. При выполнении работы использовались следующие методы: метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа, описательный метод и сопоставительный метод. Чёрный цвет в алтайском и калмыцком эпосах многозначен. Из примеров видно, что он передаёт как отрицательную, так и положительную оценку изображаемого объекта (в эпосе «Маадай-Кара» облик Кара Таади схож с обликом женщины-чудовища, в то же время может отражать красоту богатыря: брови — как черный бархат, густая черная борода; в эпосе «Джангар» Хар Кинес — враг страны Бумбы, противник Джангар хана; Хар Санл — смуглолицый богатырь Джангара Санал). В эпосах «Маадай-Кара» и «Джангар» белый цвет, являясь антиподом чёрного цвета, имеет метафорические значения с положительной оценкой ‘чистый’, ‘светлый’, ‘священный’ и ‘божественный’, часто встречается в составе личных имен, топонимов, названий объектов, предметов и др. Выявлены общие семантические особенности в системе цветонаименований алтайского и калмыцкого эпосов.

Ключевые слова: алтайский эпос «Маадай-Кара»; калмыцкий эпос «Джангар»; лексика; цветонаименование; чёрный; белый; семантика

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий