Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/45scsk419.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 413.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Касаткина, Н. П. Профессиональная приверженность педагогов в современной российской школе / Н. П. Касаткина, Н. В. Шумкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/45SCSK419.pdf (дата обращения: 11.12.2024).


Профессиональная приверженность педагогов в современной российской школе

Касаткина Наталья Петровна
ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга», Саранск, Россия
Ведущий научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: kasatkina-rri@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0940-2087
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=592716

Шумкова Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный
университет имени Н.П. Огарёва», Саранск, Россия
Зам. директора по науке НИИ регионологии, доцент кафедры «Социологии»
Кандидат социологических наук
E-mail: niiregion@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2330-0028
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=639269

Аннотация. В условиях возрастания требований, предъявляемых к современному школьному образованию со стороны государства и общества, исследование профессиональной приверженности педагогов как фактора устойчивости и эффективности социально-профессиональной группы приобретает особую значимость. Цель статьи – выявление структуры и предикторов приверженности профессии учителя общеобразовательной школы. Эмпирической базой исследования послужили данные анкетного опроса школьных учителей Республики Мордовия (осень–зима 2019 г., n = 840, тип выборки – целевая, по способу отбора – районированная, квотная по типу образовательного учреждения). Представлена трехкомпонентная модель приверженности учителей, в которой доля имеющих аффективную профессиональную приверженность составляет 25 %, нормативную – 41 %, вынужденную – 25 %. Кризисная приверженность, выражающаяся в желании покинуть профессию, выявлена у 9 % школьных педагогов. Исследованы предикторы каждой из выявленных категорий приверженности, в том числе: педагогический стаж, мотивы выбора профессии учителя, превалирующие ценности, уровень социальной и профессиональной удовлетворенности. Описаны возрастные и гендерные особенности представителей всех выявленных категорий. Сформулированы выводы о том, что профессиональная приверженность школьных учителей носит неустойчивый характер (каждый третий педагог планирует или задумывается о смене профессиональной деятельности), что требует мер по стимулированию внутренней мотивации (связанной с содержанием деятельности, а не с внешними обстоятельствами). Материалы проведенного исследования позволяют лучше понять особенности профессиональной приверженности педагогов и могут быть полезны при разработке федеральных и региональных программ профессиональной и социальной поддержки школьных учителей.

Ключевые слова: учитель; профессиональная приверженность; мотивация; профессиональные ценности; предикторы приверженности; регион; школа

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий