Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/44klsk222.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/44KLSK222 (https://doi.org/10.15862/44KLSK222)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 593.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Лекус, Е. Ю. Красота в искусстве: синтез прекрасного и безобразного / Е. Ю. Лекус // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/44KLSK222.pdf. — DOI: 10.15862/44KLSK222. (дата обращения: 11.12.2024).


Красота в искусстве: синтез прекрасного и безобразного

Лекус Елена Юрьевна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
академия имени А.Л. Штиглица», Санкт-Петербург, Россия
Доцент Центра инновационных образовательных проектов
Кандидат культурологии
E-mail: lekus_elena@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7752-2160
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=820746
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AGG-2261-2022

Аннотация. Красота — та категория эстетики, дефиниция которой до сих пор является предметом полемики среди философов и исследователей искусства. Красота одновременно объективна и субъективна, абсолютна и относительна, она является императивом искусства и развивается исторически. Вместе с двумя другими ведущими эстетическими категориями — прекрасным и безобразным — она образует диалектическую триаду, в которой разные виды синтеза прекрасного и безобразного ложатся в основу исторических типов красоты.

Диалектическая связь «прекрасное-безобразное» во все времена была предметом профессионального интереса философов, художников, исследователей искусства. Однако, во-первых, отношения между этими категориями не исследовались ранее с позиции одновременно их диалектического анализа и синтеза, и, во-вторых, не выделялись разные виды синтеза прекрасного и безобразного, тогда как именно два эти условия, а также рассмотрение красоты как эстетической метакатегории в контексте диалектической триады делают возможным описание, объяснение и прогнозирование смены исторических типов красоты в пространственных искусствах, что и продемонстрировано в статье.

Согласно авторской концепции, выделены три таких объективных типа, соответствующие миметическому, немиметическому и постмиметическому этапам развития пространственных искусств: прекрасное доминирует над безобразным (искусство Древнего мира, Античности, Средневековья, Ренессанса и Нового времени); прекрасное граничит с безобразным (искусство модернизма); безобразное доминирует над прекрасным (искусство постмодернизма). Также в статье обосновывается предположение о появлении следующего типа красоты, который, как и предыдущие, возникает в условиях радикальных изменений в художественном восприятии системно-организационных принципов мироздания.

Ключевые слова: красота; прекрасное; безобразное; мимесис; конструкция; деконструкция; культура; искусство; художественный символ

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий