2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/43scsk421.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/43SCSK421 (https://doi.org/10.15862/43SCSK421)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 292.7 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кузнецова, А. В. Городская идентичность и образ города в коммуникативной парадигме топонимики / А. В. Кузнецова, И. А. Петрулевич // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/43SCSK421.pdf. — DOI: 10.15862/43SCSK421. (дата обращения: 11.12.2024).
Городская идентичность и образ города в коммуникативной парадигме топонимики
Кузнецова Анна Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Профессор кафедры «Отечественной литературы»
Доктор филологических наук, профессор
E-mail: avkuznetsova@sfedu.ru
Петрулевич Ирина Анатольевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Институт истории и международных отношений
Профессор кафедры «Специальных исторических дисциплин и методики преподавания истории и обществознания»
Доктор филологических наук, доцент
E-mail: iapetrulevich@sfedu.ru
Аннотация. Научная статья посвящена рассмотрению корреляций городской идентичности и образа города как важного символического аспекта такой идентичности и городской топонимики. Определено, что горожанин, конструируя собственное городское пространство, приобретающее статус места, актуализирует образы «своего города» (обусловлен субъективными переживаниями и воспоминаниями, местами, которые имеют личностное значение для жителя города) и «нашего города» (субъектом выступает городское сообщество, для членов которого свойственна самоидентификация с ценностями этой городской территории). При этом в формировании городской идентичности наиболее значима привязанность к месту, под которой традиционно понимают чувство связи с конкретным физическим окружением на основе смыслов, которое придается этому физическому окружению, и деятельности в отношении этого пространства. Такая привязанность к месту позволяет установить когнитивно-эмоциональную связь с местом, обусловливающую и возникновение чувства безопасности, и принадлежности к «своей группе». Образ города включает значимые для индивида и социума смыслы, которые позволяют идентифицировать территорию как место, связанное с переживанием городской идентичности.
Городская идентичность для личности наполнена модальными значениями, условно разделяемыми на положительные и отрицательные. Принятие городского пространства и знание самой местности, его наименований и топосов обусловливает и ведущую роль городской топонимике, которую она играет в коммуникативной парадигме города. Особый семиотический статус топонимики детерминирован историческим, географическим и культурным наполнением символических образов, воспроизводимых топонимами. На функционирование топонимов оказывает влияние городская идентичность личности или социальной группы, объективированная в образе города, присущем им.
Ключевые слова: городская идентичность; топонимика; образ города; городское пространство; культурная доминанта
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.