2020. — Т 11. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/43flsk220.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 274.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Медведкина, К. А. Роль хронотопа в смысловой организации романа К. Исигуро “The Remains of the Day” / К. А. Медведкина, А. В. Вострякова, Н. И. Лавринова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/43FLSK220.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
Роль хронотопа в смысловой организации романа К. Исигуро “The Remains of the Day”
Медведкина Ксения Александровна
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
Доцент кафедры «Английской филологии, языков северных стран и лингводидактики»
Кандидат филологических наук
E-mail: k.medvedkina@narfu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2753-7783
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=642611
Вострякова Анна Вячеславовна
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
Доцент кафедры «Английской филологии, языков северных стран и лингводидактики»
Кандидат филологических наук
E-mail: a.vostryakova@narfu.ru
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=528990
Лавринова Наталья Игоревна
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия
Доцент кафедры «Английской филологии, языков северных стран и лингводидактики»
Кандидат филологических наук
E-mail: n.lavrinova@narfu.ru
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=851921
Аннотация. Понимание языка как средства моделирования реальности предопределяет внимание лингвистов к художественному тексту как основному продукту речетворческой деятельности индивида. При этом динамика смысла представляет приоритетное направление подобных исследований ввиду того, что изучение смыслового аспекта речевой деятельности выступает в качестве одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современной антропологически ориентированной лингвистикой.
С точки зрения фреймовой теории, человеческий опыт ситуативен, следовательно, любую проблему, вербально оформленную в тексте, можно описать как словесную модель, обладающую временными и пространственными характеристиками.
Теория художественного хронотопа, предложенная М.М. Бахтиным, определяет пространство и время в качестве категорий, моделирующих сюжетную структуру художественного текста и играющих ключевую роль в разграничении жанров. Рассматриваемый в подобном ракурсе, хронотоп в художественном тексте имеет принципиальные отличия от хронотопа, реализуемого в текстах других речевых жанров.
В статье представлен анализ повествовательной структуры романа К. Исигуро “The Remains of the Day” и описаны лингвистические особенности хронотопа в анализируемом тексте. Метод фреймового анализа позволил авторам статьи сделать вывод о том, что в анализируемом тексте хронотоп выполняет оценочную функцию, моделируя сюжетную структуру текста в виде двух пространственных и временных планов. Границей, разделяющей эти планы, является оценочный фрейм, который выступает в сознании современного читателя в качестве оценочного фильтра. Роль включения в повествовательную структуру текста оценочного фрейма состоит в конкретизации исходной ценностной проблемы, составляющей основу смыслового плана анализируемого текста.
Методологическую основу предложенного в статье лингвистического анализа составляют результаты, представленные в диссертационном исследовании К.А. Медведкиной (Белгород, 2008).
Ключевые слова: художественный текст; хронотоп; времяпространственные отношения; оценочность; фреймовый анализ; словесная модель; смысловая структура; метафорическое поле; рефлексивность; К. Исигуро
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.