Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/42flsk422.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 360.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Ткаченко, О. Ю. Художественная дефиниция как словесный прием создания образа в текстах Ф.М. Достоевского / О. Ю. Ткаченко, М. М. Шитькова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/42FLSK422.pdf (дата обращения: 19.04.2024).


Художественная дефиниция как словесный прием создания образа в текстах Ф.М. Достоевского

Ткаченко Ольга Юрьевна
ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», Москва, Россия
Доцент кафедры «Русского языка и стилистики»
Кандидат филологических наук
E-mail: non_ho_paura@mail.ru
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=777492

Шитькова Марина Мясумовна
ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», Москва, Россия
Доцент кафедры «Русского языка и стилистики»
Кандидат филологических наук
E-mail: marino4ka17-12@mail.ru
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=781958

Аннотация. В статье исследуются примеры семантического сдвига внутри художественной дефиниции, встречающейся в речи персонажей Ф.М. Достоевского в момент толкования ими понятий нравственной сферы. Художественная дефиниция, понимаемая авторами статьи как приводимое в художественном тексте определение, подражающее словарному по синтаксической и логической модели, но отличное от него содержательно, особенно часто встречается в речи героев-идеологов Достоевского в ключевых эпизодах текстов, что указывает на важность приема и обусловливает актуальность его исследования. Отмечается, что рассмотренные художественные дефиниции лексем с морально-оценочным значением содержат элементы, которые либо нарушают связь между означающим и означаемым, закрепленную в языке и фиксируемую дефиницией словарной, либо меняют угол восприятия той или иной реалии. На этом основании выделяются два типа дефиниций — парадоксальные и восполняющие. На примере эпизодов «Записок из подполья», «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых» рассматриваются функции дефиниций этих двух типов в художественном тексте, при этом особое внимание уделяется функциональным различиям художественных дефиниций положительных и отрицательных морально-оценочных лексем.

В работе использованы методы дифференцированного стилистического анализа, а также сравнительно-сопоставительный и контекстуальный. Результаты исследования позволили сделать вывод о роли художественной дефиниции в текстах Ф.М. Достоевского как одного из словесных приемов создания художественного образа. Представленные в статье материалы и результаты могут быть использованы как в рамках исследования идиостиля Ф.М. Достоевского, так и при дальнейшем изучении образного потенциала семантического сдвига в художественном тексте.

Ключевые слова: лексическое значение; морально-оценочная лексика; семантический сдвиг; художественная дефиниция; художественный текст; стилистика; Ф.М. Достоевский

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий