2023. — Т 14. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/41flsk323.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 377.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Рыбалко, С. А. Учебно-педагогический дискурс в проекции исследований когнитивной лингвистики: подходы к анализу / С. А. Рыбалко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/41FLSK323.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Учебно-педагогический дискурс в проекции исследований когнитивной лингвистики: подходы к анализу
Рыбалко Светлана Александровна
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия
Старший преподаватель и аспирант кафедры «Теоретической и прикладной лингвистики»
PhD in Mass Communication, ученая степень от зарубежного вуза — Texas Tech University, USA
E-mail: Sveta.rybalko@gmail.com
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1109184
Аннотация. Традиционным взглядом на учебно-педагогический дискурс является рассмотрение его как личностно-ориентированную разновидность институционального дискурса, реализующуюся в рамках интеллектуального взаимодействия преподавателей и обучаемых в процессе формирования у последних определённых знаний о мире, и приобщения их к моральному, эстетическому и другим видам человеческого опыта. Когнитивный подход в лингвистике относится к классу функциональных подходов, он считается объяснительным, с его помощью пытаются не описать, а объяснить, почему те или иные языковые явления реализуются именно так, а не иначе. Когнитивный подход к исследованию дискурса является альтернативой чисто структуралистскому подходу, социологическому подходу, философскому подходу, семиотическому подходу и т. д. Целью данной обзорной статьи является: проследить динамику рассмотрения учебно-педагогического дискурса в традициях трех поколений когнитивной лингвистики. В статье ставятся следующие задачи: выявить особенности определения учебно-педагогического дискурса, его основных целей и задач в различных исследованиях; определить новизну рассмотрения учебно-педагогического в рамках теории распределенной когниции, обозначить основные преимущества использования данного подхода. Структура данного обзора следующая: обозначить основные положения трех поколений когнитивной лингвистики и выявить подходы к изучению учебно-педагогического дискурса в рамках упомянутых теоретических традиций. В статье затрагиваются основные отличия между подходами, которые обусловлены прежде всего видением природы языка, его связи с сознанием индивида и общества в целом, а также его роли в познании и коммуникации. Дается определение УПД и познавательной деятельности его участников в рамках теории распределенной когниции.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика; третье поколение когнитивной лингвистики; теория распределенной когниции; учебно-педагогический дискурс; социальные императивы
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.