Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/39flsk123.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/39FLSK123 (https://doi.org/10.15862/39FLSK123)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 381.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Шитькова, М. М. Словесные приемы субъективации в повествовании от первого лица (на примере анализа образа рассказчика в романе И.С. Шмелева «Лето Господне») / М. М. Шитькова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/39FLSK123.pdf. — DOI: 10.15862/39FLSK123. (дата обращения: 16.01.2025).


Словесные приемы субъективации в повествовании от первого лица (на примере анализа образа рассказчика в романе И.С. Шмелева «Лето Господне»)

Шитькова Марина Мясумовна
ФГБОУ ВО «Литературный институт имени А.М. Горького», Москва, Россия
Доцент
Кандидат филологических наук
E-mail: marino4ka17-12@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=781958

Аннотация. В статье предложен стилистический анализ приемов языкового выражения субъективации художественного повествования при наличии в нем образа рассказчика, выраженного первым лицом. Художественный текст исследуется с позиции стилистики текста, рассматривающей такие категории текста, как образ автора, образ рассказчика, словесный ряд и т. д. Предлагаемый подход к исследованию текста художественного произведения дает возможность обратить внимание на организацию текста в целом, его словесную композицию, на то, как сосуществуют и взаимодействуют языковые единицы внутри словесного ряда. Автором предпринята попытка на примере анализа образа рассказчика в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» показать, как создается «многоголосие», то есть присутствие в повествовании от первого лица разных точек видения, с позиций которых описываются события в романе. Рассматриваются такие словесные приемы субъективации, как прямая речь, несобственно-прямая речь и внутренний монолог, помогающие сместить точку видения в субъективированном повествовании от одного субъекта к другому. В поле зрения автора попадают также графические приемы, поддерживающие отражение в художественном тексте «чужих» точек видения. В статье особое внимание уделяется анализу несобственно-прямой речи, так как именно такое оформление «чужой» речи реализует авторскую задачу максимально стереть границы между «ликами» рассказчика, ребенком-героем событий и другими участниками этих событий, тем самым «погрузив» читателя в сознание рассказчика. Интерес представляет и то, как это помогает на языковом уровне реализовать достоверный образ рассказчика-ребенка.

Проведенное исследование имеет теоретическое значение, т. к. рассматривает категории, изучаемые стилистикой текста, еще не в полном объеме разработанные.

Ключевые слова: образ рассказчика; точка видения; субъективация; словесные приемы субъективации; стилистика текста; стилистический анализ; язык художественной литературы; несобственно-прямая речь; Иван Шмелёв «Лето Господне»

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий