Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2024. — Т 15. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/38flsk424.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 439.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Манджиева, Б. Б. Мифопоэтические мотивы калмыцкого фольклора в живописи Г.О. Рокчинского / Б. Б. Манджиева, С. Г. Батырева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/38FLSK424.pdf (дата обращения: 19.03.2025).


Мифопоэтические мотивы калмыцкого фольклора в живописи Г.О. Рокчинского

Манджиева Байрта Барбаевна
ФГБУН «Калмыцкий научный центр Российской академии наук», Элиста, Россия
Ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы
Доктор филологических наук
E-mail: mbbairta@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5644-3340
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=377289
WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/J-7400-2016

Батырева Светлана Гарриевна
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», Элиста, Россия
Профессор кафедры «Калмыцкой литературы и журналистики»
Доктор искусствоведения, доцент
E-mail: sargerel@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4268-0705
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=182599

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению мифопоэтических мотивов калмыцкого фольклора в живописи известного калмыцкого художника Г.О. Рокчинского. В эпической теме его известных произведений спроецированы образы страны Бумбы, джангарчи, буддийских храмов, драгоценностей «Морн-Эрднь», «Жангрин жиндмн», измеряемых космической глубиной видения мира. Мифопоэтическое содержание творчества определяет горизонты освоения Времени и Пространства традиционного наследия предков. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в монголоведении недостаточно работ, посвященных рассмотрению темы восприятия художником вербального наследия предков. Материалом исследования являются работы художника Г.О. Рокчинского, опубликованные тексты калмыцкого героического эпоса «Джангар» и сказочной традиции калмыков. В работе используются описательный, сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический методы. Рассмотрение мифопоэтических мотивов калмыцкого фольклора в живописи Г.О. Рокчинского показало, что восприятие художником пространства и времени вбирает циклический ритм кочевого бытия, который обусловлен семантикой этнического самосознания, формируемой образными понятиями «род-народ-родина». В композиции «Джангарчи Ээлян Овла» в образе эпического певца олицетворена животворящая энергия духа народа. В осмыслении наследия художник проходит все фазы «солнцевращения», сопрягаемые с вехами его творческого пути. В анализе произведений мы выявили этнические доминанты пути, обозначенные в графических набросках, затем воплощенные в живописи («Баатр», «Три богатыря», «Друг степей калмык»). Пластика малых форм сопровождалась появлением в графике выразительных образов Джангара и богатырей в славных деяниях, в поэтической трактовке женских образов («Всадница», «Ага Шавдал»). В композиции «Чиндамани Джангара» эпическая тема объемлет родовые тотемные ассоциации в образах животных народного календаря калмыков, органично введенных в ткань произведения. Перекладывая мифопоэтические произведения калмыцкого фольклора в живопись, художник воспроизводит картину мира языком поэтической традиции калмыков.

Ключевые слова: художник; мифопоэтические мотивы; эпос «Джангар»; джангарчи; традиция; богатырь; картина мира

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий