Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/31flsk223.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/31FLSK223 (https://doi.org/10.15862/31FLSK223)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 373.5 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петрова, С. А. Стихотворение И. Анненского «Смычок и струны» в рамках интермедиального анализа / С. А. Петрова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/31FLSK223.pdf. — DOI: 10.15862/31FLSK223. (дата обращения: 06.10.2024).


Стихотворение И. Анненского «Смычок и струны» в рамках интермедиального анализа

Петрова Светлана Андреевна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Медиалогии и литературы»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: siversl@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2634-8473
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=675887
WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/L-9356-2017

Аннотация. В статье рассматриваются особенности поэтики одного из необычных авторов Серебряного века И. Анненского. Целью исследования является анализ эстетического взаимодействия музыки и слова в тексте в рамках теории интермедиальности и сформировавшихся в русской литературе традиций. Привлекается обширный материал русской словесности XIX века. Проводится анализ и сравнение интермедиального образа «струны» из стихотворения И. Анненского «Смычок и струны» с подобным элементом в произведениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, В.В. Маяковского. Исследование опирается на методы интермедиального анализа. Выявляется специфика образа «струны» и подчёркивается различие в его семантике в стихотворении И. Анненского по отношению к предшественникам. Показывается влияние поэта на последующие поколения литераторов. Музыкальный инструмент наделяется в поэтике автора большей чувствительностью и искренностью, что придаёт ему особую силу и значимость. Образ противопоставляется миру людей и становится знаком истинного возвышенного бытия. И. Анненский продолжает сложившуюся интермедиальную традицию представления образа «струны» в рамках соединения музыки и слова, но усложняет её, дополняет философским, эстетическим и этическим содержанием. В предшествующих литературоведческих исследованиях данные моменты не были отражены, что показывает новизну данной работы. В основе интермедиальных взаимодействий в творчестве И. Анненского можно определить ассоциативные и интертекстуальные связи. Автор опирается на подобные же элементы времени и пространства, что и предшественники, но значительным образом трансформирует их уже в рамках своей художественной концепции бытия.

Ключевые слова: И. Анненский; интермедиальность; скрипка; струна; А. Фет; Ф. Тютчев; традиция; акмеизм; модернизм

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий