2020. — Т 11. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/30flsk320.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 328.7 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кошарная, С. А. Миф как метафора / С. А. Кошарная // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/30FLSK320.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Миф как метафора
Кошарная Светлана Алексеевна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Профессор кафедры «Русского языка и литературы»
Доктор филологических наук, профессор
E-mail: kosharnaja@bsu.edu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4541-3979
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=354860
Аннотация. В центре внимания данной работы – проблема реконструкции мифологической картины мира посредством анализа языковых единиц, что приобретает особую актуальность в контексте осмысления этнокультурных истоков национального менталитета и обусловливает особый интерес к лексике народа, обеспечивающей как реализацию номинативных потребностей носителей языка, так и выступающей результатом метафорических, символических, художественных осмыслений бытия. Исследование русской (в ретроспективе – восточнославянской) мифологической картины мира представляет в этом отношении несомненный интерес, поскольку мифология восточных славян не сохранилась в виде совокупности текстов (в отличие от античной мифологии), но нашла отражение в фольклоре и языковой картине мира народа. Характерной чертой мифологического типа культуры было то, что окружающая действительность нередко обретала символическое значение, находя отражение в языковой семантике. Несмотря на конвенциональность символов, в основе символизма лежит гносеологическая операция сравнения как архаичный принцип отражения действительности, детерминирующий менталитет носителей мифологического сознания. Исходя из того, что символизм зиждется на уподоблении разнородных объектов действительности, можно полагать, что метафора является своеобразной «методологической» – когнитивной – базой мифологической картины мира. Исходя из того, что архаичная лексика (как собственная, так и нарицательная), репрезентирующая мифологическую картину мира, зачастую на уровне семантического архетипа демонстрирует результат метафорического переноса, можно утверждать, что, устанавливая параллелизм реальной и/или иллюзорной реальности, мифологическое сознание опиралось на гносеологическую операцию сравнения чувственных представлений, возникающих при восприятии различных объектов действительности, что нашло отражение в многочисленных случаях метафорических наложений и пересечений концептуальных и семантических областей, пронизывающих язык и культуру от древнейших времен до их настоящего состояния.
Ключевые слова: миф; мифологическая картина мира; языковая картина мира; метафора; символ; семантический архетип; мифоним
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.