2020. — Т 11. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/28flsk420.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/28FLSK420 (https://doi.org/10.15862/28FLSK420)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 406.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Селеева, Ц. Б. Символика и семантика эпитета в синцьзян-ойратской версии эпоса «Джангар» / Ц. Б. Селеева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/28FLSK420.pdf. — DOI: 10.15862/28FLSK420. (дата обращения: 11.12.2024).
Символика и семантика эпитета в синцьзян-ойратской версии эпоса «Джангар»
Селеева Цаган Бадмаевна
ФБГУН «Калмыцкий научный центр Российской академии наук», Элиста, Россия
Научный сотрудник
Кандидат филологических наук
E-mail: tsagana007@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3285-3038
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=621875
Аннотация. Эпическому стилю свойственно обилие постоянных эпитетов, придающих повествованию своеобразный украшающий колорит и типизирующе-идеализирующий характер, без которых невозможно построение выразительного художественного образа. Специфичность фольклорно-эпического эпитета состоит в оперировании фондом канонизированных и традиционных определений, фиксирующих идеальный и типический признак образа или предмета. В этой связи одной из актуальных проблем является символика и семантика эпитета, заложенная в смысловой структуре слова и выявляющаяся в эпических формульных сочетаниях эпитета с определяемыми словами.
Методологической основой исследования являются методы и подходы в исследовании эпической поэтики и стилистики, разработанные А.Н. Веселовским и В.М. Жирмунским.
В ходе исследования рассмотрены символические значения эпитетов синьцзян-ойратской версии эпоса «Джангар», характеризующие основные объекты и концепты эпического мира: пространство и время, героев и антиподов, предметы, вещи и атрибуты, в контексте этнокультурной и мифо-эпической традиций. Эпическое событийное время (начальное, далекое, драгоценное) соотносится с мифологическим временем первотворения, а священный образ эпической горы (Сизо-Белая гора) передается через эпитет (белый), и связан с культом гор и предков. Этнокультурная символика эпитета отражает традиционные общемонгольские воззрения. Понятие «богатого кочевья» подразумевает бесчисленные стада скота и табуны лошадей, пасущихся на вольных бескрайних просторах, а «белоснежная ставка-юрта» правителя символизирует благополучие и счастье хозяина. Специфична в эпосе «Джангар» семантика цветовых эпитетов. Так, белый цвет сакрален, желтый имеет солярные истоки, черный присущ вражескому миру и эпическим антиподам, красный – цвет крови и противостояния, «боевого исступления героя», а также является символом жизни и красоты. Символика золота означает высшую ценность и связана с эпическим правителем. Эпическая страна Бумба (Северная Бумбайская страна) предстает как буддийская мифическая Шамбала, локализуемая на севере, отождествляемая также с материком Замбутиб (Золотым Замбутибом).
В результате исследования автор приходит к выводу, что понимание глубинного уровня эпического текста синьцзян-ойратской традиции и осмысление эпической картины мира основывается на постижении общезначимых символов этнокультурной традиции.
Сакральная символика эпитета отражает древние архаико-мифологические представления и добуддийские верования. Семантика эпитета выражает и буддийские космологические представления.
Принципы и подходы, а также результаты могут найти применение для решения исследовательских задач сравнительно-типологического плана.
Ключевые слова: эпос «Джангар»; синьцзян-ойратская версия; стилистика эпоса; эпитет; символика эпитета; семантика эпитета; этнокультурная символика
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.