Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/28klsk122.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 362.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Стаина, О. А. Уралмаш на киноэкране: улицы, люди, герои / О. А. Стаина, В. Е. Морозов, А. С. Турченюк // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/28KLSK122.pdf (дата обращения: 26.04.2024).


Уралмаш на киноэкране: улицы, люди, герои

Стаина Ольга Алексеевна
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт), Екатеринбург, Россия
Доцент кафедры «Социокультурного развития территории»
Кандидат педагогических наук
E-mail: staina@inbox.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=775492

Морозов Вадим Евгеньевич
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт), Екатеринбург, Россия
Студент

Турченюк Алексей Сергеевич
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт), Екатеринбург, Россия
Студент

Аннотация. Введение. Авторы статьи рассматривают актуальные вопросы, связанные с пониманием сущности локального патриотизма и локальной идентичности на примере художественных фильмов про Уралмаш как квинтэссенции социалистического мироустройства.

Методы: в статье рассматриваются кинокартины советского периода, напрямую или косвенно относящиеся к Уралмашу как территориальной локации и/или месту жизни и работы главных героев фильмов.

Результаты: Авторы статьи утверждают: советское киноискусство на протяжении длительного периода формировало не только образ советского человека, но и определенные жизненные и культурные ценности. Основные идеологические постулаты советского времени — «настоящий человек», «рабочий класс», «подвиг», «патриотизм», «коллектив» — являлись неотъемлемыми смысловыми составляющими фильмов советской эпохи и сформировали локальную идентичность жителей Уралмаша.

Обсуждение. Через исследование судеб, поступков, характеров, устремлений героев кинокартин можно проследить постепенные изменения в транслируемых жизненных ценностях советского общества. В советской парадигме общественные ценности всегда превалируют над индивидуальными: от полного подчинения жизни рабочих людей производству, отрешения от личной жизни, до понимания, что трудовые подвиги может совершать только счастливый человек, живущий личной жизнью.

Итоговый отчет. С изменениями, прошедшими в 1990-х гг. с распадом советского государства, с кардинальным поворотом в идеологии, понимание идентичности уралмашевцев утрачивается, смывается с уходом поколения советских людей, исчезает гордость жителей за свой район. Локальный патриотизм жителей промышленных районов и городов ослабевает. Локальный патриотизм как источник и основа формирования любви к Родине утрачивает свое значение. Однако без сохранения территориальной идентичности индустриального района могут быть утрачены и основные смыслы территории завода-гиганта советского периода, а как следствие — исчезнут основные смыслы жизни людей этого периода, людей, совершавших трудовые подвиги ради будущих поколений.

Ключевые слова: Уралмаш; советское кино; настоящий человек; локальная идентичность; локальный патриотизм

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий