Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/27klsk122.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 448.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Давыдова, Е. П. Когнитивные карты информационного пространства в контексте модернизации образования / Е. П. Давыдова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/27KLSK122.pdf (дата обращения: 23.04.2024).


Когнитивные карты информационного пространства в контексте модернизации образования

Давыдова Екатерина Павловна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат философских наук
E-mail: katrindavidova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0309-0190
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=765028

Аннотация. В статье рассматривается понятие «когнитивная карта» применительно к информационному пространству, претерпевшему значительные изменения с распространением Интернета.

Цель исследования: изучить содержание и особенности формирования когнитивных карт у современных студентов.

В ходе исследования проводился анализ студенческих устных выступлений, письменных опросов. Основное внимание уделялось навыкам и приёмам работы с информацией, особенностям мышления и существования в информационном пространстве.

Информационное пространство и технологии существования в нём существенно меняются с повсеместным распространением Интернета, что требует выработки новых способов формирования представлений об этом пространстве. Когнитивные карты информационного пространства — необходимый элемент целенаправленной деятельности в современной культуре — формируются у молодых людей узкими и неправильными.

Под воздействием особенностей генерирования и структурирования информации в Интернете формируется мышление ссылочного характера (привыкшее уходить от основного предмета через многочисленные ссылки) и возникает потребность в новых языковых формах (более ёмких и выразительных), в качестве которых сегодня выступают мемы. Также возникает явный дисбаланс объективного и субъективного в пользу последнего.

В восприятии молодёжи информационное пространство сосредоточено почти полностью в сети Интернет. Это приводит к некоторым изменениям в образе мышления и восприятия мира молодыми людьми. Система образования не может оказать решающего воздействия на процессы формирования когнитивных карт информационного пространства, поскольку их основы закладываются ещё до того, как человек попадает в систему образования.

Для корректировки процессов формирования когнитивных карт информационного пространства в образовательный процесс необходимо ввести дисциплины, направленные на развитие информационной культуры и грамотности.

Ключевые слова: когнитивная карта (ментальная карта); информационное пространство; модернизация образования; когнитивная культурология; ссылочное мышление; мем; субъективность

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий