2020. — Т 11. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/25flsk220.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/25FLSK220 (https://doi.org/10.15862/25FLSK220)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 675.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Белозёрова, А. А. Прагмалингвистическая репрезентация ольфакторного образа: гендерный аспект (на материале немецкоязычной художественной литературы) / А. А. Белозёрова, Т. В. Овсиенко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/25FLSK220.pdf. — DOI: 10.15862/25FLSK220. (дата обращения: 12.12.2024).
Прагмалингвистическая репрезентация ольфакторного образа: гендерный аспект (на материале немецкоязычной художественной литературы)
Белозёрова Алина Александровна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент магистратуры 2 года обучения
E-mail: alina.bilozyorova.sev@gmail.com
Овсиенко Татьяна Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Немецкой филологии»
Кандидат филологических наук
E-mail: tvovsienko@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2793-2353
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=728930
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/B-1743-2019
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению репрезентации ольфакторного образа в художественной литературе. Актуальность исследования обусловлена интересом лингвистов к описанию языковых особенностей обозначения одорических ощущений в прагмалингвистическом аспекте. В этой связи актуальным является лингвопрагматическое исследование формирования ольфакторного образа и средств его описания в немецком языке. Цель статьи – описание средств и способов формирования ольфакторного образа мужчин и женщин в немецком языке. Материалом исследования послужили примеры из произведений немецкоязычной художественной литературы, входящих в состав национального корпуса немецкого языка DWDS. Всего было проанализировано 1184 текстовых фрагментов из 30 произведений немецкоязычных авторов. В данной работе авторами подробно описывается структура лексико-семантического поля «запах» в немецком языке, которое используется для формирования ольфакторных образов в гендерном аспекте и выступает прагматическим маркером. На основе анализа текстовых фрагментов авторы описывают средства формирования ольфакторных образов мужчин и женщин. Проведенный анализ свидетельствует о том, что ольфакторный образ женщины фокусируется на приятном запахе, возникающем при использовании косметических средств и при упоминании природного запаха женщины. При описании ольфакторного образа мужчины доминирует лексика с негативной коннотацией, и маркером выступает «неприятный запах». Количественные результаты исследования показали, что преобладающим женским образом является позитивный, что вызывает положительные эмоции у читателя, а при создании мужского ольфакторного образа превалирует отрицательный. Данная закономерность может быть объяснена социальными ожиданиями от женщины, которая при любых обстоятельствах должна выглядеть привлекательно. Негативный ольфакторный образ мужчины может быть показателем его маскулинности, силы.
Ключевые слова: ольфакторный образ; образ женщины; образ мужчины; лексико-семантическое поле «запах»; положительный/отрицательный/нейтральный образ; лексические единицы
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.