Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/25scsk321.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/25SCSK321 (https://doi.org/10.15862/25SCSK321)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 347 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Прошкова, З. В. Семейный выбор негосударственного детского сада для создания образовательного и культурного капитала / З. В. Прошкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK321.pdf. — DOI: 10.15862/25SCSK321. (дата обращения: 16.04.2024).


Семейный выбор негосударственного детского сада для создания образовательного и культурного капитала

Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»,
Санкт-Петербург, Россия
Социологический институт Российской академии наук
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются причины выбора семьями Санкт-Петербурга негосударственного дошкольного образования для детей. Актуальность тематики связана с необходимостью изучения семейных инвестиций в образовательный и культурный капитал подрастающего поколения. Основными вопросами исследования являются преимущества обучения в негосударственных детских садах, влияние полученного образовательного и культурного ресурса на дальнейший образовательный путь человека, релевантность цифровых методов сбора социологической информации.

В эмпирической части исследования проведено изучение высказываний родителей на интернет-форуме, где обсуждались мотивы выбора негосударственных детских садов в Санкт-Петербурге. Кроме того, использовался анализ имеющихся социологических результатов и статистических данных, собирались доступные в интернете экспертные суждения о развитии сферы частного дошкольного образования в России.

Автором представлена классификация родительских аргументов в пользу обучения в негосударственных детских садах, разработанная на основе анализа материалов интернет-форума. Классификация содержания неструктурированного текстового массива проводилась с помощью отечественных специализированных компьютерных программ.

Установлено, что основным мотивом семейного выбора негосударственного дошкольного образования в Санкт-Петербурге является стремление родителей обеспечить детей качественным образовательным капиталом. Ранее наиболее значимой причиной обращения к частному образованию для дошкольников была необходимость устроить ребенка в возрасте от двух месяцев в ясли. Другими преимуществами обучения в негосударственном детском саду родители считают индивидуальный подход к детям с особыми потребностями, заботу о здоровье учащихся, высокую оснащенность частных дошкольных образовательных учреждений. Важным условием выбора коммерческого детского сада является достаточный семейный доход. Культурный капитал родители рассматривают в качестве дополнения к получаемому в раннем возрасте образовательному ресурсу, а также связывают обучение в частном детском саду с выбором профильных школ и высокой академической успеваемостью ребенка в начальных классах.

Перспектива исследования — поиск и методологическое осмысление цифровых методов социологии для изучения долговременных эффектов ранней стадии обучения.

Ключевые слова: образовательный путь; дошкольное образование; негосударственный детский сад; дошкольник; семья; родители; образовательный капитал; культурный капитал; цифровые методы социологии; интернет-форум

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий