Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/24scsk121.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/24SCSK121 (https://doi.org/10.15862/24SCSK121)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 346.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Невеличко, Л. Г. Дистанционное обучение – фактор социального риска / Л. Г. Невеличко, И. М. Воротилкина, В. А. Синюков [и др.] // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/24SCSK121.pdf. — DOI: 10.15862/24SCSK121. (дата обращения: 24.04.2024).


Дистанционное обучение – фактор социального риска

Невеличко Любовь Григорьевна
ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Россия
Доцент
Кандидат социологических наук
E-mail: lnevelichko@bk.ru

Воротилкина Ирина Михайловна
ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Россия
Профессор
Доктор педагогических наук
E-mail: btb-irina@rambler.ru

Синюков Василий Алексеевич
ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права», Хабаровск, Россия
Доцент кафедры «Экономики и управления на предприятиях торговли»
Кандидат экономических наук, доцент
E-mail: v.sinukov@yandex.ru

Белкина Наталья Васильевна
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук
E-mail: belkina.natalia@gmail.com
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1012889

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – дистанционному обучению. Дистанционное обучение – это качественно новый прогрессивный вид обучения, базирующийся на современных информационных технологиях и средствах коммуникации, бурный всплеск которого вызван охватившей большую часть планеты пандемией.

Интерес к исследованию реалий постиндустриального общества продиктован необходимостью изучения характера трансформаций, которые происходят с человеком под воздействием тех технологических изменений, которые проникли во все сферы человеческого бытия: с одной стороны, формируется новая среда обитания, открывающая безграничные возможности накопления и передачи информации, коммуницирования в электронно-сетевых сообществах, с другой – эти благоприобретения несут в себе потенциальные угрозы и риски в как в отдаленном, так и в обозримом будущем, а в большей степени, по нашему мнению, предполагаемые последствия глобальной модернизации представляют наибольшую угрозу для такой специфической области, как образование.

Предметом, вызвавшем наибольшее количество самых острых дискуссий, стало влияние дистанционной формы обучения на качество подготовки будущих специалистов, на степень развития их коммуникативных навыков. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения, выявить его проблемы и положительные стороны.

В статье представлен анализ теоретических подходов к дистанционному обучению российских и зарубежных исследователей. На основе результатов социологического исследования выявлено отношение студентов к дистанционной форме обучения, получена их оценка степени развития собственных коммуникативных навыков в условиях отдаленного обучения. Авторы приходят к выводу, что дистант в определенной степени становится фактором риска, лишая студентов возможности развития тех качеств, которые требуют от них современные условия: самоорганизации, выдержки, коммуникативных способностей. Несмотря на то, что дистанционное обучение стало неотъемлемой составляющей образовательного процесса, мы убеждены в том, что эта форма должна быть только частью, компонентом образовательного процесса, «подушкой безопасности» в ситуации форс-мажора. Ведущей формой учебных занятий в вузе должна остаться традиционная аудиторная форма проведения занятий как единственная форма, способная подготовить личность к жизни и успешному функционированию в обществе риска.

Ключевые слова: глобальная информатизация; дистанционное обучение; качество подготовки специалистов; коммуникативные навыки; фактор риска

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий