Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/23flsk319.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/23FLSK319 (https://doi.org/10.15862/23FLSK319)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 348.5 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Недоступ, О. И. Коммуникативно-прагматический потенциал речевых тактик в онкологическом дискурсе / О. И. Недоступ // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/23FLSK319.pdf. — DOI: 10.15862/23FLSK319. (дата обращения: 09.12.2024).


Коммуникативно-прагматический потенциал речевых тактик в онкологическом дискурсе

Недоступ Олег Игоревич
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет геосистем и технологий», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Языковой подготовки и межкультурных коммуникаций»
Кандидат филологических наук
E-mail: in383@yandex.ru

Аннотация. Актуальность работы связана с возрастающим интересом лингвистов к изучению устного медицинского дискурса, в частности, его отдельных структурных составляющих – онкологического дискурса, в рамках которого особый интерес представляет описание речевых тактик и стратегий, используемых в деловом общении между врачом и пациентом. Анализ речевых стратегий и формируемых на их основе коммуникативных тактик в дальнейшем позволит выстроить наиболее эффективные модели делового общения в диаде врач-пациент, учитывающие коммуникативные сбои и коммуникативные лакуны.

Автором статьи представлен опыт описания некоторых речевых тактик и стратегий в коммуникативно-прагматическом аспекте, в рамках которого выстраивается деловое взаимодействие между врачом-онкологом и пациентом. Как показывает эмпирический материал, ведущей стратегией взаимоотношений между врачом и пациентом является стратегия воздействия с целью формирования приемлемой поведенческой модели в диаде врач-пациент. Данная стратегия дает импульс для активизации ряда суггестивных тактик, позволяющих врачу-онкологу в разной степени воздействовать на пациента с целью достижения комплаенса. Такое воздействие осуществляется в определенной последовательности: на этапе знакомства актуальным является использование имиджевой тактики, в процессе опроса больного и на этапе консультирования незаменимой становится тактика нейтрализации тяжелого психоэмоционального состояния больного, на этапе активной фазы лечения уместно будет использовать поддерживающе-оценочную и императивную тактики.

Таким образом, изучение потенциала речевых тактик позволяет наиболее эффективно выстроить траекторию взаимодействия врача и пациента.

Ключевые слова: медицинский дискурс; онкологический дискурс; речевая тактика; речевая стратегия; суггестивная стратегия; коммуникативно-прагматический потенциал; речевая манипуляция

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий