2023. — Т 14. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/22flsk123.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 389.8 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Каталкина, Н. А. Демократизация языка академического дискурса (на материале текстов массовых открытых онлайн-курсов на немецком языке) / Н. А. Каталкина, Н. В. Богданова, Г. И. Панкратьева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/22FLSK123.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
Демократизация языка академического дискурса (на материале текстов массовых открытых онлайн-курсов на немецком языке)
Каталкина Наталья Анатольевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия
Доцент
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: nat-vassiljeva@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4150-6596
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=725855
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57216944173
Богданова Надежда Викторовна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Санкт-Петербург, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: nvbogdanova.imop@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8604-7306
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=763991
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57216945453
Панкратьева Галина Ивановна
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Александра I», Санкт-Петербург, Россия
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: bigalina@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-1440
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=626329
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57214110721
Аннотация. Актуальность исследования заключается в том, что демократизация языка академического дискурса является одним из наиболее доступных способов демократизации системы образования и общества в целом. Систематического исследования специфики демократизации языка академического дискурса ранее не проводилось, что обуславливает научную новизну данной работы. Целью исследования является проверка гипотезы о том, что демократизация языка академического дискурса представляет собой маркированный элемент текстовой структуры. Задачи исследования состоят в уточнении понятия демократизация языка, в выявлении ее маркеров в текстах академического дискурса, а также в сопоставлении способов демократизации языка академического дискурса с ее проявлениями в других видах дискурса. Материалом исследования послужили тексты массовых открытых онлайн-курсов на немецком языке, опубликованные на платформе Virtuelle Hochschule Bayern. В ходе исследования применялись методы анализа научной литературы, лингвистического описания и интерпретации, а также метод дискурсивного анализа.
В результате исследования было установлено, что, как в российской, так и в зарубежной лингвистике, под термином демократизация языка понимается изменение его норм в сторону упрощения с целью обеспечения доступности текстов различных функциональных стилей максимально широким слоям населения. Однако в российской лингвистической традиции это понятие имеет негативную коннотацию, подразумевающую вульгаризацию языка и снижение его стилистических норм, тогда как в работах зарубежных исследователей демократизация языка рассматривается скорее как положительное явление, предполагающее устранение маркеров неравенства участников коммуникации, переход к более разговорному стилю общения и ослабление формализма при построении высказывания.
Маркерами демократизации в текстах массовых открытых онлайн-курсов на лексическом уровне является использование гендерно-нейтральных лексем, разговорных слов и выражений, англицизмов без перевода на немецкий язык, а также опущение обозначений социальных титулов. На грамматическом уровне демократизация языка проявляется в употреблении междометий и эллиптических конструкций, в обозначении адресата и адресанта одним местоимением, в замещении повелительного наклонения конструкциями с модальными глаголами или инфинитивным оборотом, в обилии простых вопросительных предложений, а также в использовании единообразных грамматических конструкций.
На основании сопоставительного анализа был сделан вывод о том, что средства демократизации языка академического дискурса существенно отличаются от маркеров демократизации языка, функционирующих в других типах дискурса.
Ключевые слова: демократизация языка; изменение языковых норм; академический дискурс; массовый открытый онлайн курс; лексические маркеры; грамматические маркеры; немецкий язык
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.