2020. — Т 11. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/21flsk220.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 367.7 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Озерова, Е. Г. Стилистика художественных текстов Бориса Васильева / Е. Г. Озерова, И. М. Чеботарёва, Е. С. Казютина [и др.] // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/21FLSK220.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
Стилистика художественных текстов Бориса Васильева
Озерова Елена Григорьевна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Профессор кафедры «Русского языка и русской литературы»
Доктор филологических наук, доцент
E-mail: ozerova@bsu.edu.ru
SPIN-код: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=399653
Чеботарёва Ирина Михайловна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Доцент кафедры «Русского языка и русской литературы»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: ichebotareva@bsu.edu.ru
Казютина Евгения Сергеевна
АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Белгород, Россия
Старший преподаватель
E-mail: eukazyutina@yandex.ru
Лютых Ирина Александровна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Аспирант кафедры «Русского языка и русской литературы»
E-mail: liutykh91@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается стилистическая специфика художественных текстов, которая обусловлена архитектоникой тезауруса Бориса Васильева и аккумулирует ценностно-смысловые факторы текстообразования. Индивидуально-авторское переживание событий достигается особым семантическим пространством в триаде: человек – время – пространство. Темпоральная структура текстов Б.Л. Васильева представлена языковыми ресурсами, эксплицирующими антропоцентрические топики смысловой организации художественного времени, и демонстрирует взаимодействие реального и авторского времени, поэтому модусно-диктумное время является стилеобразующей доминантой художественных текстов Бориса Васильева.
Повтор как стилистический прием выполняет функцию межфразовой связи, которая фокусирует смысловое пространство, выразительность речи и цепную архитектонику. Частотно автор использует анадиплосис и анафору для создания эмоциональной тональности текста. Стилистической спецификой художественных текстов Бориса Васильева выступает прием нанизывания глаголов для передачи интенсивности и динамичности происходящих событий.
Стилистическая специфика фразеологических сочетаний создает экспрессивную, субъективно-модусную картину изображаемых событий, которая порождается когнитивной информацией и актуализирует культурную составляющую ментального мировосприятия военной действительности. Фразеологизмам свойственна образная экспрессивность, благодаря чему формируется эмоциональное восприятие передаваемого смысла в текстах Б. Васильева.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что стилистическими маркерами художественных текстов Б. Васильева выступают:(а) темпоральное пространство, изображение которого обусловлено индивидуально-авторскими интенциями; (б) нанизывание глаголов для передачи интенсивности и динамичности происходящих событий; (в) лексические ресурсы – повторы и фразеологизмы, включая индивидуально-авторские сочетания, – как смыслообразующие доминанты порождения текста.
Ключевые слова: стилистика текста; темпоральная структура текста; лексический повтор; фразеологическое сочетание; архитектоника; смыслообразующие факторы; индивидуально-авторские интенции
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.