Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2020. — Т 11. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/21scsk320.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 297.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Напсо, М. Д. «Модус обладания» в обществе потребления / М. Д. Напсо // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/21SCSK320.pdf (дата обращения: 24.06.2024).


«Модус обладания» в обществе потребления

Напсо Мариана Давлетовна
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия
Профессор кафедры «Философии и гуманитарных дисциплин»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: napso.marianna@mail.ru

Аннотация. Объектом исследования является феномен потребления, а предметом – «модус обладания» в обществе консьюмеризма. Анализируются понятия «модус обладания» и «модус бытия», их противоречивая взаимосвязь и взаимообусловленность. Акцентируется внимание на особенностях функционирования «модуса потребления» в современном обществе, рассматривается характер действия «иметь», его доминирование над «быть», прослеживаются последствия «модуса иметь» для бытия индивида и общества. Исследуется социальная природа чрезмерного и демонстративного потребления, раскрываются особенности его воздействия на индивидуальное и коллективное сознание. Показывается зависимость поведения индивида от чрезмерности следования «модусу потребления», от насаждаемых современным обществом мировоззренческих и ценностных ориентиров. Прослеживается влияние вещей на формирование психологии «иметь», на восприятие индивидом себя в качестве успешно реализованной личности. Показывается то, чем оборачивается для индивида его зависимость от принципа «иметь», от мира «вещных» отношений. Исследуются различные «модусы бытия» – бытие экзистенциальное и бытие иллюзорное, рассматривается их воздействие на выбор жизненных стратегий. Обращается внимание на важность следования принципу разумного, «здорового» потребления, использования рациональных практик и осмысленных действий. Методологическую основу анализа составили принципы объективности, конкретности, позволившие наиболее полно выявить социальную сущность «модуса потребления» в обществе консьюмеризма. Статья содержит элементы научной новизны, которые заключаются в обосновании ряда положений: (1) исследование социальной природы «модуса обладания» является актуальным для общества, в котором «иметь» господствует над «быть»; (2) ограничение «модуса потребления» содержит возможности превращения иллюзорного бытия в экзистенциальное.

Ключевые слова: «модус обладания»; «модус бытия»; консьюмеризм; демонстративное потребление; статус; престиж; иллюзия

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий