2021. — Т 12. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/18scsk321.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 457.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Чумак, Е. В. Социально-политические последствия изменения социального пространства в результате миграционных процессов / Е. В. Чумак // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/18SCSK321.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
Социально-политические последствия изменения социального пространства в результате миграционных процессов
Чумак Елена Васильевна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, Россия
Доцент
Кандидат наук по государственному управлению (Степень украинская), доцент
E-mail: lena22021977@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4364-6456
Аннотация. Рассматривая любые последствия государственного вмешательства в социальные процессы, необходимо говорить о совокупном социальном эффекте. Для отдельных индивидов (домохозяйств) государственное регулирование может нести, в большей степени, негативные последствия. Однако, по убеждению автора, если количество указанных индивидов суммарно будет незначительно меньше, чем количество тех, для кого миграционные процессы имели позитивный характер, можно говорить о позитивном эффекте от вмешательства. В статье описаны и систематизированы проблемы принимающей мигрантов стороны. Смоделированы позитивные и негативные эффекты от притока рабочей силы (мигрантов) для принимающей стороны. Рассмотрены факторы, ограничивающие действия трудовых мигрантов в различных социальных сферах жизни. Представлены модели (прогнозы) влияния миграционных и демографических процессов на опциальное пространство при различных сценариях их протекания (если рост коренного населения увеличится, а уровень миграции снизится; если демографический и миграционный прирост уменьшится; если демографический и миграционный прирост полностью прекратится; если рост мигрантов увеличится только из стран Средней Азии). Автором предлагается совершенствование миграционной политики путем повышения эффективности её механизмов по израильскому образцу. Несмотря на то, что экономические возможности Российской Федерации не позволят использовать полное копирование указанной модели, всё же в формировании указанной системы необходимо исходить не из принципа выравнивания затрат на одного мигранта, а из принципа оценки полезности будущего мигранта. Предложена структура оценки миграционной привлекательности, включающая «коэффициент миграционной привлекательности». Автор статьи делает вывод, что достижение позитивного или негативного варианта сценария может быть управляемо, и в зависимости от используемых государством социально-экономических механизмов работы с мигрантами можно смещать сценарий в позитивную либо негативную сторону.
Ключевые слова: миграционные процессы; трудовые мигранты; принимающая сторона; социальное пространство; влияние миграционных процессов; миграционная привлекательность; управление миграционными процессами
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.