Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/17flsk322.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 337.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Трубкина, А. И. Эмотивность в акториальном повествовании: коммуникативно-прагматический аспект / А. И. Трубкина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17FLSK322.pdf (дата обращения: 11.12.2024).


Эмотивность в акториальном повествовании: коммуникативно-прагматический аспект

Трубкина Анна Ивановна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Доцент кафедры «Русского языка и теории языка»
Кандидат филологических наук
E-mail: aitrubkina@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2375-1133
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1115575

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению реализации эмотивности художественного текста в коммуникативно-прагматическом аспекте. Эвристическим потенциалом обладает в этой связи изучение специфики эмотивных средств в акториальном повествовании. Автором статьи представлен анализ рассказа А.П. Чехова «О любви» с позиций выявления в этом художественном тексте прагматических признаков повествования от лица героя. В ходе исследования установлено, что эмотивность репрезентирована эксплицитно при учете черт характера героя, а оценка событий, ситуаций, поведения других персонажей — с позиций субъекта акториального повествования. Акториальное повествование, тем не менее, не дает возможности однозначной интерпретации художественного текста, т. к. оно намеренно осложнено автором адресованностью речи героя прямым слушателям, а также имплицитным формированием собственного мнения персонажа в процессе рассказа о произошедших событиях. Внутренний мир героя не эксплицирован автором, а репрезентация эмотивности в художественном тексте происходит на основании употребления лексических, синтаксических и тропеических средств, анализ реализации которых позволяет адресату на основании собственного эмпирического и духовного опыта сделать вывод о наличии в чеховском рассказе смысловой градации от внешнего к внутреннему при том, что сам персонаж при всей его способности к самоанализу и тактичности не способен судить о себе как о Другом, а читатель лишен эксплицитных свидетельств внутреннего мира героя, какими могли бы быть внутренние монологи. Перспективным в изучении эмотивности художественного текста представляется соотнесение определенных средств эмотивности с конкретным типом повествования (нарратива), а также выявление коммуникативных стратегий автора, приоритетных в каждом конкретном типе — аукториальном, акториальном или нейтральном.

Ключевые слова: художественный текст; эмотивность; акториальный тип повествования; автор; персонаж; адресат; эмотивная доминанта; интенции

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий