Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/16flsk122.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 414.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Гончаров, А. С. Возникновение и нивелирование семантических и социально-психологических коммуникативных барьеров в английском языке (интракультурный и интеркультурный типы взаимодействия) / А. С. Гончаров, О. С. Макарова, С. А. Молчаненко [и др.] // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/16FLSK122.pdf (дата обращения: 29.03.2024).


Возникновение и нивелирование семантических и социально-психологических коммуникативных барьеров в английском языке (интракультурный и интеркультурный типы взаимодействия)

Гончаров Артем Сергеевич
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Ставрополь, Россия
Лаборант-исследователь
Бакалавр
E-mail: raven-moon-34999@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3244-8155
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1099422

Макарова Олеся Сергеевна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Ставрополь, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: o-ss@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3914-9385
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=822347

Молчаненко Светлана Александровна
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Ставрополь, Россия
Старший преподаватель
Кандидат экономических наук
E-mail: fldept@inbox.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9566-1121
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=670321

Цыганская Оксана Геннадьевна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия
Доцент
Кандидат филологических наук
E-mail: gypsyroks@yandex.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=694714

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению особенностей формирования семантических и социально-психологических барьеров в англо-саксонском лингвокультурном пространстве.

Актуальность исследования выражена в необходимости более детального изучения особенностей возникновения, исчезновения и нивелирования языковых барьеров социально-психологического и коммуникативного видов. Практическая значимость исследования определена возможностью использования материалов работы в дальнейшем изучении природы социально-психологических барьеров и коммуникативных барьеров на примере английской (британской лингвокультуры).

Цель исследования — раскрыть сущность социально-психологических и семантических барьеров, закрепившихся в стереотипных моделях, включающих неструктурированные элементы англоязычной культуры.

В ходе исследования использовали комплекс лингвистических и социологических методов. Лингвистических: метод лингвистического наблюдения и описания, сравнительно-лингвистический метод, лексико-семантический метод, контекстный метод. Социологических: метод обобщения характеристик, метод парных сравнений, метод идеальных типов.

Результатом исследования стало определение сущности семантических барьеров, которые возникают на основе искажения универсальных кодов, акцента и диалекта, а также подтверждение ключевых особенностей семантических барьеров в английском языке, возникающих и формализующихся за счет искажения первичной и вторичной семантики слов или культурных концептов.

Дискуссионным остается положение о имманентной субъектно-объектной асимметрии в процессе инкодирования/декодирования многоуровневых смысловых структур, которая и создает основу возникновения многочисленных барьеров, предоставляя необходимое пространство для их анализа, дискурс-анализа и установления элементов герменевтики. Полидискурсивное пространство интракультурного и интеркультурного типов взаимодействия базируется на абстрагировании делимитации диалектных и этнонациональных различий устойчивых выражений, построенных на основе концептуальной метафоры. Данное противоречие дает основание полагать, что диалектические, лингвокультурные особенности речи, а также первичная и вторичная семантика речи коммуникатора создают как первичные семантические барьеры, так и устанавливают определенные шаблоны, с помощью которых эти барьеры могут быть нивелированы.

Исходя из результатов исследования, можно сказать, что главным способом нивелирования семантического барьера на этапе его образования может быть следование ключевым лингвокультурным принципам общения: продумывание темы, элокуция, соотношение знания и восприятия языкового текста, ориентировка на языковые нормы реципиента во всем многообразии возможных вариантов и инвариантов.

Практическое применение результатов исследования может быть направлено на дальнейшее изучение наиболее значимых принципов и особенностей формирования лингвокультурных основ речевого взаимодействия между представителями инокультуры. В методическом аспекте результаты исследования могут быть использованы на занятиях по лингвистическим дисциплинам в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: коммуникативный барьер; функциональный стиль; лингвокультурный концепт; экспликаторный потенциал; апперцепция; опредмечивание/распредмечивание смысла; ассоциативные ряды

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий