2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/15flsk423.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 418.2 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Давыдова, И. В. Реализация экспрессивности англоязычного художественного текста посредством языковых единиц разных уровней (на примере рассказа Э. Уортон «Римская лихорадка») / И. В. Давыдова, Е. А. Прудченко, С. Ж. Макашева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/15FLSK423.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
Реализация экспрессивности англоязычного художественного текста посредством языковых единиц разных уровней (на примере рассказа Э. Уортон «Римская лихорадка»)
Давыдова Ирина Викторовна
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Доцент кафедры «Межкультурной коммуникации»
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: Davirina71@yandex.ru
Прудченко Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Старший преподаватель кафедры «Межкультурной коммуникации»
E-mail: prudchenkoea@tyuiu.ru
Макашева Салтанат Жолдасбековна
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Профессор кафедры «Межкультурной коммуникации»
Доктор филологических наук, доцент
E-mail: makascheva@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4131-0967
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=374493
Аннотация. В статье раскрывается суть реализации экспрессивности художественного текста посредством единиц разных уровней английского языка: фонетического, морфологического, лексического, синтаксического, семантического; представлено определение экспрессивности в лингвистическом контексте как выразительной силы высказывания, как его способности объективировать субъективные переживания, отношения человека; прослеживается процесс теоретического осмысления категории экспрессивности с конца XIX века до наших дней. В статье приводится трактовка категории экспрессивность в рамках лингвостилистического подхода и выделены составляющие элементы: эмотивность, интенсивность, оценочность и образность. Исследование затрагивает вопросы трактования понятия художественный образ и фокусируется на определении художественного образа как объединяющего особенности различных стилевых разновидностей литературной формы общенародного языка и его нелитературных форм с опорой на изобразительно-выразительные ресурсы (тропы, перифразы, ирония, аллегория, сарказм, гротеск, стилистические фигуры, риторические единицы, различные приемы языковой игры и т. д.) всех уровней языка (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, семантический).
Авторами представлено исследование текста рассказа американской писательницы Эдит Уортон (первой в мире женщины-писательницы обладателя Пулитцеровской премии) на предмет проявлений экспрессивности на разных уровнях языка. При анализе текста применялся метод сплошной выборки. На материале англоязычного художественного текста сделан обзор использованных автором Э. Уортон стилистически маркированной лексики, синтаксических конструкций, фонетических средств для передачи описательных характеристик персонажей, атмосферы повествования, развития сюжетной линии и т. д.; выделены нейтральные языковые единицы, наделённые потенциалом экспрессивности в контексте произведения; подтверждается, что экспрессивность является ключевой характеристикой художественного текста. В статье сделан вывод о том, что помимо специальных языковых средств (эмотивных, образных, стилистически маркированных) экспрессивной может оказаться любая нейтральная единица языка в зависимости от целей автора.
Ключевые слова: экспрессивность; художественный образ; изобразительно-выразительные средства языка; языковые единицы; тропы; аллитерация; ономатопея; синтаксис
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.