Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/15flsk321.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 301.5 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Купавская, А. А. Художественный концепт «героиня» в текстовом пространстве русской классики XIX века: национальное в индивидуальном / А. А. Купавская // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/15FLSK321.pdf (дата обращения: 26.04.2024).


Художественный концепт «героиня» в текстовом пространстве русской классики XIX века: национальное в индивидуальном

Купавская Алла Александровна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, Россия
Старший преподаватель
E-mail: yalibras72@yandex.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=688436

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению индивидуально-авторских и национально-специфических признаков, репрезентированных в поле художественного концепта «героиня» по данным текстов русской классики XIX в. Художественный концепт изучается в статье как с позиций его индивидуально-авторского воплощения в тексте (личностная психическая структура), так и в координатах национальной эстетической традиции (элемент национальной картины мира). Художественные и лингвокультурные концепты с таким же именем концепта могут обнаруживать несовпадение семантики и состава ценностных компонентов, что обусловливается дискурсивным варьированием лингвокультурных концептов. Основным механизмом возникновения такого несовпадения является также актуализация в художественном тексте и дискурсе признаков, не входящих в ядро лингвокультурного концепта, и/или индивидуально-авторская интерпретация оценочного компонента его ядерных признаков. В ядерную зону художественного концепта «героиня» включены качества женского характера, которые к началу XIX в. оформляются как идеал русской женщины (верность, доброта, самоотверженность). Поскольку определяющее воздействие на формирование периферии художественного концепта «героиня» оказывают социокультурные факторы, можно говорить о расширении состава ценностных признаков, обусловленных возрастающей самостоятельностью женщины. В статье рассмотрены различные типологии героинь русской классики; типы, предлагаемые исследователями, обнаруживают определенные зоны пересечения и взаимодействия понятийных и ценностных характеристик. Моделирование периферийной зоны изучаемого художественного концепта осуществляется на основе применения критерия социализации женщины, характера ее взаимодействия с миром, что закономерно отражает как индивидуально-авторское понимание образа героини, так и национально обусловленные характеристики, манифестированные как компоненты русской лингвокультуры.

Ключевые слова: художественный концепт; лингвокультурный концепт; героиня; ядро поля концепта; периферийная зона; русская лингвокультура; русская классика

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий