Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/14klsk319.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 242.1 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Шляков, А. В. Особенности номадизма общества потребления (на примере шопинга и дауншифтинга) / А. В. Шляков // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/14KLSK319.pdf (дата обращения: 25.04.2024).


Особенности номадизма общества потребления (на примере шопинга и дауншифтинга)

Шляков Алексей Владимирович
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Доцент кафедры «Гуманитарных наук и технологий»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: schafferhund@rambler.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4294-2704
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=680196

Аннотация. Статья посвящена исследованию такого социокультурного феномена как номадизм. Номадизм, ранее означавший традиционную форму кочевого хозяйствования, в постмодерне становится глобальным образом жизни, ориентированным на движение и разрыв с любой закрепленностью, планетарным кочевничеством. Номадизм постмодерна проявляется в туризме, интернавтике, цифровом кочевничестве, трудовой миграции, бродяжничестве; общим для различных форм кочевничества остаются нетелеологичность движения, погружение Дома, ранее выступавшего неподвижной точкой отсчета, в маршрут движения, особые, отличные от оседлой хроно и топо переживание. Различные номадические практики объединяет: склонность к фрагментации межчеловеческих отношений; отказ от их долговременности, стремление устанавливать дистанцию между Собой и Другим, рассмотрение Другого не в моральной, а в эстетической оптике, которая исключает ответственность. В статье номадизм рассматривается как явление, парадоксальным образом совмещающее и избавление от всего, что способно затруднить движение, и использование движения для осуществления потребления. Опираясь на компаративистский анализ номадических практик культуры постмодерна, автор пытается разрешить этот парадокс. В статье исследуются оседлое и номадическое отношения к собственности. Анализируются особые формы постмодернового номадизма – шопинг и дауншифтинг, которые иллюстрируют оппозиционные траектории этого социокультурного феномена. Шоппинг реализует потребность в жажде новизны и связан с потреблением, тогда как дауншифтинг ориентирован на отказ от потребительства. Сделан вывод о том, что в культуре постмодерна потребление смещено к знаково-символическим системам, поэтому его реализация не обременяет накоплением товарной массы, препятствующей движению.

Ключевые слова: номадизм; потребление; движение; собственность; постмодерн; культура; шопинг; дауншифтинг

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий