Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/14klsk222.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 366.6 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Круглова, М. Г. Влияние культурных диффузий с Востока на формообразование и жанры ювелирных украшений / М. Г. Круглова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/14KLSK222.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


Влияние культурных диффузий с Востока на формообразование и жанры ювелирных украшений

Круглова Мария Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова», Москва, Россия
Доцент кафедры «Художественный металл»
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Шуйский филиал, Шуя, Россия
Соискатель кафедры «Культурологии и изобразительного искусства»
E-mail: 7290101@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6343-6181

Аннотация. Введение. Целью настоящей статьи является изучение основных культурологических подходов к культурным диффузиям как процессу развития, выявление актуальных направлений в изучении культурных диффузий в контексте ювелирного искусства. Диффузия как объективная закономерность является одним из важнейших механизмов культуры.

Методы. Методологической основой исследования является принцип комплексного подхода. Автором проанализированы мотивы и функции украшений, проведенная систематизация позволяет определить место ювелирных украшений в межкультурных взаимодействиях на примере древних Азиатских культур (Тибета, Монголии, Малых народов Китая), обладающих значимым как материальным, так и духовным наследием и демонстрирующим признаки культурной диффузии, проницаемости. Эта цивилизационная общность проникнута большой суммой влияний, имеющих свои закономерности: направления и ритмы. Традиционное ювелирное искусство этого региона демонстрирует многообразие технологий и материалов при их стилистической преемственности, общих культурологических корнях.

Результаты. Автор касается вопроса происхождения украшений, которые, скорее всего, возникли одновременно с появлением одежды, костюмного комплекса; являются неотъемлемой частью человеческой цивилизации, и, бесспорно, оказали огромное влияние на ее эволюцию. В статье раскрыта роль и место культурных диффузий в ювелирном искусстве; выявлены актуальные тренды в отношении ювелирного искусства как маркера диффузий и взаимного проникновения культурных форм.

Обсуждение. Автором введены в научный оборот материалы о ювелирном искусстве как маркере культурной диффузии, указанная проблематика рассмотрена в новом ракурсе, что позволяет расширить и углубить существующие культурологические знания.

Итоговый отчет. Ювелирное искусство в первый раз становится объектом культурологического исследования, что является актуальным. Кроме того, автором раскрыта роль и место культурных диффузий в ювелирном искусстве; выявлены актуальные тренды и опорные научные и исторические точки в отношении ювелирного искусства как маркера диффузий; установлено наличие корреляций технико-технологического заимствования с диффузными процессами культуры. Ювелирное искусство как предмет научного познания представляет несомненный интерес для дальнейшего культурологического изучения.

Ключевые слова: ювелирное искусство; культурная диффузия; диффузия инноваций; традиционные ремесла; синтез искусств; формообразование; жанр; украшения

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий