2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/13flsk421.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/13FLSK421 (https://doi.org/10.15862/13FLSK421)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 362 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гусейнова, А. В. Церковные и народные названия православных праздников в хакасском языке / А. В. Гусейнова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/13FLSK421.pdf. — DOI: 10.15862/13FLSK421. (дата обращения: 09.12.2024).
Церковные и народные названия православных праздников в хакасском языке
Гусейнова Аурика Вагифовна
ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова», Абакан, Россия
Институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии
Старший научный сотрудник
Кандидат филологических наук
E-mail: aurika_guseynova@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей церковных (календарных) и народных (бытовых) наименований православных праздников в хакасском языке в теолингвистическом аспекте. Исследование выполнено на материале публикаций епархиальной газеты «Сын сабланыстығ киртiнiс» («Православная вера»), а также календарей и словарей хакасского языка. Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью разработанности проблем научного описания религиозной лексики языков коренных народов Сибири, в том числе хакасского языка. Новизна работы определяется тем, что она выполнена на материале хакасской эортонимии, которая ранее не становилась объектом научного исследования. Автором установлено, что хакасские церковные названия религиозных праздников зачастую являются калькой с русских названий, которые, в свою очередь, повторяют основную структуру греческих номинаций, а в народных проявляется определенная культурная специфика. Народные эортонимы хакасского языка автор делит на две группы, в первую из которых относит наименования, возникшие с помощью переноса названия атрибута определенного праздника на сам праздник, а во вторую — наименования, представляющие собой искажённые русские эортонимы. Отвечая на вопрос, в чём причина наличия народных эортонимов для обозначения одних праздников и отсутствия — для других, автор приходит к выводу о том, что их наличие определяется либо особенностями празднования религиозного события, либо его хозяйственным значением. Автор делает вывод о необходимости дальнейших исследований религиозной лексики хакасского языка и её закреплении в словарях.
Ключевые слова: хакасский язык; религиозная лексика; сакральный ономастикон; эортонимы
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.