2023. — Т 14. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/12scsk323.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 380.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Антонова, Н. Л. Онлайн-активность подростков как форма гражданского участия / Н. Л. Антонова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/12SCSK323.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
Онлайн-активность подростков как форма гражданского участия
Антонова Наталья Леонидовна
ФГАУО ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Екатеринбург, Россия
Профессор кафедры «Прикладной социологии»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: n.l.antonova@urfu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2063-4970
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=135864
WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/Q-1495-2015
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57038433100
Аннотация. В статье на материалах социологического исследования проведен анализ онлайн-активности подрастающего поколения как формы гражданского участия. Цифровизация всех сфер общественной жизни становится фактором проявления новых форм гражданского участия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Под гражданским участием в работе понимается совокупность действий и взаимодействий индивидов и групп, нацеленных на решение социально-значимых проблем. Институциональные и правовые ограничения соучастия подрастающего поколения в решении актуальных вопросов и заявления политической позиции в избирательных практиках становятся стимулом определения и подтверждения своей гражданской позиции через практики малых дел и онлайн-активности. Социологическое исследование, объектом которого выступили подростки от 14 до 17 лет, проживающие в крупных городах Свердловской области (n = 520), проведено в 2022 году. Опираясь на материалы опроса, автор утверждает, что подрастающее поколение испытывает чувство ответственности, прежде всего, за место своего проживания (дом/двор) и в цифровой среде чаще всего занимает позицию наблюдателя и «диванного активиста», ориентированного на поддержку проектов «лайками» и голосованием на городских сайтах. По оценкам респондентов, основным преимуществом онлайн-активности, обеспечивающего равные шансы всем гражданам высказать свое мнение, является возможность одновременно участвовать в большом количестве проектов. В мотивационной структуре гражданского участия — личный интерес к тематике проекта, опыт/приглашение друзей и знакомых, а также эффективность соучастия. Существенным барьером онлайн-активности как формы гражданского участия может стать отсутствие веры в успешность диалога между гражданами и властными структурами, в котором индивиды становятся полноправными субъектами принятия решений по социально значимым вопросам.
Ключевые слова: онлайн-активность; гражданское участие; подростки; «диванный активизм»; цифровизация; мотивация; барьеры
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.