2024. — Т 15. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/12flsk124.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/12FLSK124 (https://doi.org/10.15862/12FLSK124)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 569.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Балюнис, Е. В. Номинация лица женского пола по признаку матримониального статуса в русскоязычных интернет-текстах: функциональный и лингвоэкологический аспекты / Е. В. Балюнис // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/12FLSK124.pdf. — DOI: 10.15862/12FLSK124. (дата обращения: 13.12.2024).
Номинация лица женского пола по признаку матримониального статуса в русскоязычных интернет-текстах: функциональный и лингвоэкологический аспекты
Балюнис Евгения Владимировна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат филологических наук
E-mail: evakallas@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2521-1026
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=884502
Аннотация. Статья посвящена гендерно маркированной лексической единице, представляющей собой аббревиатуру инициального типа от лингвоциничного устойчивого выражения «разведенка с прицепом» и активно использующейся русскоязычными интернет-пользователями для обозначения лица женского пола по признаку матримониального статуса. В работе описывается история ее появления, рассматриваются особенности образования и семантики, смысловые и контекстуальные связи, а также специфика функционирования в интернет-текстах. Исследование проводится на материале авторского корпуса контекстов употребления единицы, который включает в себя 1 255 речевых произведений, опубликованных в период с 2014 по 2023 гг. в коммуникативном пространстве таких социальных платформ, как LiveJournal (425 единиц), ВКонтакте (336 единиц), YouTube (190 единиц), Яндекс.Дзен (173 единицы). Применяются методы количественного, семантического, концептуального, словообразовательного, контекстуального и дискурсивного анализа. Устанавливается, что гендерно маркированная аббревиатура образована от устойчивого лингвоциничного словосочетания, употреблявшегося в устной разговорной речи мужчин до повсеместного распространения Интернета. Выявляется, что использование аббревиатуры подчеркивает артефактную концептуальную метафору, порождаемую исходным фразеологическим сочетанием. Деанимизация разведенной матери регулярно усиливается контекстным окружением аббревиатуры. Устанавливается, что в 1 175 контекстах (93,62 %) вербализируются представления продуцента о финансовой составляющей интимных, романтических или семейных отношений, что связано с актуализацией потребительской стратегии в межличностных отношениях и повсеместным распространением философии консьюмеризма. Доказывается, что употребление рассматриваемой единицы характерно для пользователей мужского пола (982 контекста; 78,24 %) и нетипично для женской речи (270 контекстов; 21,51 %). В речи интернет-пользовательниц аббревиатура прежде всего выполняет метаязыковую функцию и значительно реже — номинативную и оценочную. В интернет-текстах, продуцентами которых являются мужчины, рассматриваемая номинация способствует не только экспликации негативной оценки разведенной женщины с ребенком, но и деконструкции, деаксиологизации и десакрализации концепта «Мать». Это позволяет квалифицировать аббревиатуру как лингвоперверсив — особый вид языковой травмы, речевой феномен, порождающий амбивалентность традиционного символа и приводящий к деструкции картины мира.
Ключевые слова: гендерный интернет-дискурс; гендерная картина мира; маскулинизм; языковая травма; лингвоперверсив; номинация лица женского пола; аббревиатура
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.