Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/11scsk221.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 246.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Напсо, М. Д. Мода как предмет социологического анализа / М. Д. Напсо // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/11SCSK221.pdf (дата обращения: 19.04.2024).


Мода как предмет социологического анализа

Напсо Мариана Давлетовна
ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия
Профессор кафедры «Философии и гуманитарных дисциплин»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: napso.marianna@mail.ru

Аннотация. Объектом анализа статьи является мода в социологическом понимании. Мода исследуется как важнейший социальный феномен, оказывающий глубокое воздействие на всю область социальных отношений, на сознание и поведение индивидов. Рассматриваются противоречивые характеристики моды, прослеживается неоднозначный характер ее последствий для индивидуального и коллективного бытия. Исследуются взгляды ученых — Г. Зиммеля, Ж. Липовецки — о сущности моды, ее востребованности социумом. Мода анализируется с различных точек зрения: как механизм адаптации и социализации, как инструмент идентификации и самоидентификации, как форма демонстрации социального статуса, успеха в его широком понимании, как способ социального регулирования. Подчеркивается «подражательное» свойство моды, благодаря чему происходит процесс интериоризации индивидом утверждаемых модой социальных установок и ценностных ориентаций. Показывается значимость моды как социального транслятора, благодаря чему индивид усваивает социокультурные нормы, которые подчеркивают индивидуальность и сходство с другими. Выявляется способность моды отграничивать людей с одновременным подчеркиванием их неповторимости, что свидетельствует о дуалистической природе данного феномена. Прослеживается т. н. «эффект просачивания» моды, когда мода выступает фактором, стирающим социальные различия. Исследуются изменчивость моды, единство в ней нового, соответствующего модным императивам исторического времени, и традиционного. Показывается влияние моды на процессы формирования личного пространства, рассматривается ее роль в минимизировании рисков, возникающих по причине социальной неудовлетворенности жизнью. Подчеркивается абстрактный характер моды, проявляющийся в несоответствии объективным потребностям и ведущий к появлению различных форм социального отчуждения.

Ключевые слова: мода; подражание; модный тренд; бренд; «эффект просачивания»; социальные различия; идентификация; символ

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий