Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/10scsk319.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/10SCSK319 (https://doi.org/10.15862/10SCSK319)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 369.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Лескова, И. В. Диалог между врачом и пациентом: современные реалии / И. В. Лескова, С. В. Тяпина, Д. Д. Жученко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/10SCSK319.pdf. — DOI: 10.15862/10SCSK319. (дата обращения: 24.04.2024).


Диалог между врачом и пациентом: современные реалии

Лескова Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
Профессор кафедры «Социологии»
Доктор социологических наук, профессор
E-mail: leskova.i@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6083-6692
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=510760

Тяпина Светлана Васильевна
БМУ «Курская областная клиническая больница», Курск, Россия
Врач высшей категории отделения ультразвуковой диагностики
E-mail: curare2008@mail.ru

Жученко Дарья Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», Волгоград, Россия
Специалист по учебно-методической работе курса «Педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования» кафедры «Медико-социальных технологий»
E-mail: zhuchenko@yandex.ru

Аннотация. Цель научной статьи – уточнить современное состояние коммуникации диады «врач – пациент». На основе данных глубинных интервью с врачами показать насущные реалии, происходящие в отношениях между врачом и пациентом по поводу единства и согласия, взаимных претензий, доверия в выборе проводимого лечения, осознания обоюдной ответственности. Поднимаются вопросы профессиональной компетентности врача, социально-психологического контакта между врачами и пациентами. Предложены среднестатистические характеристики современного пациента и современного врача. Перечислены наиболее распространенные социально-психологические проблемы, негативно влияющие на процесс общения врача и пациента. Дискуссируется на тему социального портрета «идеального» пациента. Обсуждаются сложившиеся мнения о современных реалиях отечественной медицины и здравоохранения.

Указаны основные ошибки в поведении типичного пациента на приеме у доктора. Установлено, в СМИ и специальной литературе вопросу соблюдения пациентом этических норм, принципов и правил ответственного поведения на приеме у доктора не уделяется должного внимания. Акцентируется, современный пациент должен знать, что помимо прав существуют законодательно прописанные обязательства, которых следует придерживаться. Подчеркивается, созрела необходимость установить границы ответственности пациента и ответственности работников здравоохранения. Указывается, что в условиях смены воззрений на охрану здоровья с принципа административно-правовых позиций на гражданско-правовые, медицинская помощь стала именоваться медицинской услугой, которая с точки зрения гражданского права понимается как возмездная двусторонняя сделка, наделяющая стороны равными правами, обязанностями и ответственностью. Обобщается, негативное отношение к государственной медицине в большей степени нагнетается и поддерживается искусственно.

Резюмируется, в отношениях врачей и пациентов давно сформирован общественный запрос на новую партнерскую модель их взаимодействия.

Ключевые слова: пациент; диада «врач – больной»; «идеальный пациент»; система здравоохранения; профессиональная компетентность врача; врачебная практика; медицинская помощь

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий