2024. — Т 15. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/09scsk424.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 498.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Гилязова, О. С. Проблема формирования аксиосферы подрастающего поколения: расхождение декларируемых ценностных ориентаций и фактического поведения индивида / О. С. Гилязова, А. Н. Замощанская // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09SCSK424.pdf (дата обращения: 26.01.2025).
Проблема формирования аксиосферы подрастающего поколения: расхождение декларируемых ценностных ориентаций и фактического поведения индивида
Гилязова Ольга Сергеевна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия
Доцент
Кандидат философских наук
E-mail: Olga_gilyazova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6978-1162
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=521764
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57218368399
Замощанская Анна Николаевна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия
Преподаватель, ведущий менеджер
E-mail: a.n.kolobaeva@urfu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2952-8680
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=788291
Аннотация. Современная эпоха ознаменована осознанием необходимости усиления внимания к целенаправленному формированию аксиосферы подрастающего поколения.
Цель статьи заключается в попытке осмыслить данную тематику через призму фундаментальной проблемы расхождения декларируемых ценностных ориентаций и фактического поведения. Для достижения данной цели проводится концептуальный анализ ценностей и ценностных ориентаций, исследуются их природа и особенности аксиогенеза.
В качестве методологического принципа авторами выявляются (и составляют научную новизну статьи) субъектно-онтологические роли Наблюдателя, довольствующегося голословной (хоть и искренней) приверженностью ценностям, и Участника, действующего в согласии с ними.
Результаты. Отмечая, что педагогические инициативы и интервенции зачастую ограничиваются приучением учащихся к роли Наблюдателя, обоснована необходимость проведения образовательной политики в области формирования ценностных ориентаций с трех ракурсов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Фиксируется способность новых технологий и волонтерства к своеобразному совмещению ролей Наблюдателя и Участника, позволяющего отчасти компенсировать (но не преодолеть полностью) разрыв между диспозициями и поведением. В статье подчеркивается необоснованность возложения ответственности за данный разрыв на исключительно учащихся. К данному разрыву предрасполагает дуальная (идеал + реальность) природа самой ценности, вероятность превалирования либо идеала (отсюда — абстрактность, бессодержательность ценности), либо реальности (отсюда — приземлённость, конъюнктурность ценности). Аргументируется положение, что жизнеспособность и жизнестойкость ценности зависит от ее отзывчивости наличным условиям жизни.
В Заключении констатируется важность гармоничного сосуществования обеих сторон ценности, позволяющего сгладить рассогласование между должным и сущим; мыслями, словами и действиями.
Ключевые слова: аксиогенез; аксиосфера; воспитание; молодежь; педагогическая аксиология; социальная реальность; социальные процессы и институты; социология и философия образования; теория ценностей; традиционные ценности
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.