2024. — Т 15. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/07scsk424.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/07SCSK424 (https://doi.org/10.15862/07SCSK424)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 416.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прошкова, З. В. Индикаторы эмпирического изучения семейного культурного капитала / З. В. Прошкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/07SCSK424.pdf. — DOI: 10.15862/07SCSK424. (дата обращения: 25.01.2025).
Индикаторы эмпирического изучения семейного культурного капитала
Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»,
Санкт-Петербург, Россия
Социологический институт Российской академии наук
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6219-6905
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=121960
Аннотация. Культурный капитал семьи в значительной степени определяет ресурсы человека, особенно если речь идет об учащейся молодежи (дошкольниках, школьниках, учащихся колледжей, студентах 1–2 курсов). В статье речь идет о механизмах наследования культурного запаса младшими поколениями. Актуальность исследования трансмиссии семейных ресурсов обусловлена необходимостью углубленного изучения человеческого капитала, особенностей образовательного и профессионального выбора.
Автором методологического анализа представлена совокупность индикаторов, релевантных эмпирическому изучению семейного культурного капитала. Среди предложенных девяти показателей — образование родителей и самого человека, профессия родителей, отношение семьи к получению высшего образования, владение иностранными языками в семье, наличие домашней библиотеки и доступ в интернет. Обоснованы такие показатели, как посещение культурных мероприятий, семейные праздники и семейные реликвии. Для каждого референта предложены несколько внутренних характеристик. В разработанной методологической модели определены наиболее подходящие социологические методы, с помощью которых удобно и эффективно анализировать разные элементы семейного культурного капитала.
Выдвинутые индикаторы могут быть использованы в рефлексивных эмпирических исследованиях, то есть репрезентативном опросе, биографическом методе, разных видах анкетирования и интервьюирования. Выводы исследования полезны для обучения студентов социологических и культурологических специальностей. Полученные результаты можно применять в семейной и образовательной политике, а также анализируя соотношение запросов и предложений современного рынка труда.
Ключевые слова: семейный культурный капитал; индикаторы; рефлексивные исследования; образование; профессия; библиотека; культурные мероприятия; семейные праздники; семейные реликвии
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.