2022. — Т 13. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06flsk322.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 319 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дзюбенко, А. И. Проблема денотата эстетического знака: структурно-семантический аспект / А. И. Дзюбенко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06FLSK322.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
Проблема денотата эстетического знака: структурно-семантический аспект
Дзюбенко Анна Игоревна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: aidzyubenko@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3228-4277
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=401914
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/V-4350-2017
Аннотация. В статье рассматривается структура и семантика эстетического знака с позиций выявления особенностей вторичного семиозиса, реализуемого в художественном тексте. Доказано, что художественный текст, обладая знаковой формой, a priori ориентирован на условность, которая, в свою очередь, коррелирует с художественным вымыслом. Структурно-семантический анализ функционирования эстетического знака в художественном тексте позволяет утверждать, что для его адекватного описания недостаточно выделяемых семиотикой знаков — результатов чувственного восприятия и знаков — этапов рационально-логической деятельности. Автор при создании художественного текста объединяет собственно языковые механизмы и механизм познания, актуализируя собственно знаки знаков. Эстетический знак должен быть истинным хотя бы для автора, который такие знаки использует, что, однако, не позволяет квалифицировать его как истинный или ложный в эстетической коммуникации. Представления, образующие семантическое пространство художественного текста, не связаны с восприятием объективно существующей действительности, что позволяет обосновать вторичный семиозис художественного текста как означивание тех представлений, которые созданы в сознании читателя и автора явлениями реальной действительности или идеями. В общепринятом в семиотике смысле денотат у эстетического знака отсутствует, т. к. читатель воспринимает понимание мира автором, которое не тождественно объективной действительности. Очевидно, что денотатом выступает вымышленная действительность и ее объекты, а структурообразующим элементом эстетического знака выступает собственно художественный вымысел, который позволяет осуществить взаимодействие денотативного, коннотативного и сигнификативного компонентов. План эстетического выражения художественного текста коннотирует эстетическое содержание, продуцируя, тем самым, собственно художественный мир, отличный от реального.
Ключевые слова: эстетический знак; семантика; художественный вымысел; авторская оценочность; денотат; коннотат
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.